Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Мир
Иордания усилила воздушное патрулирование границ после атаки Ирана на Израиль
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Экономика
ФАС возбудила дело в отношении Альфа-банка из-за рекламы ипотеки
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Политика
Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска после отмены прямых выборов
Общество
В Тюменской области начали срочную эвакуацию двух районов региона из-за паводка
Происшествия
В Орске заявили об угрозе прихода воды из-за перелива на границе с Казахстаном
Происшествия
Средства ПВО уничтожили украинский МВШ в небе над Курской областью
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Общество
Задержан подорвавший машину экс-сотрудника СБУ в Москве украинский агент
Общество
Камчатка стала участником программы стимулирования занятости
Экономика
Мишустин сообщил о рекорде в 4,2 трлн рублей товарооборота РФ и Белоруссии
Общество
Блогера-сыроеда Лютого приговорили к 8 годам колонии по делу о смерти ребенка
Мир
Reuters сообщило о сорванных Киевом переговорах о судоходстве в Черном море

Русская атака в Риге

В Латвии заканчивается сбор подписей за референдум о придании языку статуса второго государственного
0
Русская атака в Риге
Политическая акция во время бойцовского шоу в Риге. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марис Морканс
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Называйте меня теперь по имени-отчеству – Адольф Алоизович. И принесите балалайку», -- обреченно цедит с экрана Гитлер. В последние дни сбора подписей латвийские социальные сети заполонили видеоролики «за» и «против» референдума о статусе русского языка в республике. Самую неожиданную рекламную акцию учинило трио ring-girls – в перерыве между мордобоями бойцовского шоу К-1 полуобнаженные девушки, по собственному почину, вышли перед многотысячной публикой с плакатиками «Мы за русский язык!» Зал неистовствовал.

На официальном уровне эффект разорвавшейся гранаты произвел поступок мэра Риги Нила Ушакова, первого русского градоначальника в новой истории Латвии: после того, как его партию Центр согласия, победившую на парламентских выборах, не взяли в правительство, политик демонстративно поставил подпись «за русский язык». «Я голосую не против латышского языка, а за самоуважение», -- заявил Ушаков и призвал следовать своему примеру.  За что тут же был предан анафеме полотическими оппонентами. 

Русская атака в Риге

Вообще-то, если референдум и состоится (для этого надо собрать 154 379 подписей – от 10% граждан), он заранее обречен: редкий латыш проголосует за равноправие языков, а значительная часть русских жителей Латвии – неграждане, а потому в референдуме участвовать не могут. Тем не менее, латышские СМИ переполнены истерическими воплями о неминуемой смерти латышского языка, ровно как и его носителей. 

«А что после? Будем собирать подписи за то, чтобы раздать русским по автомату Калашникова? Чтобы они обстреляли латышей?» -- задается вопросом композитор Мартыньш Браунс.  «Если русский станет государственным, латышский язык ожидает участь белорусского языка в Беларуси — там он "лингвистически ассимилировался", -- вторит ему депутат Ина Друвиете.

Русские только в кокошниках?

Желание постоять за свои права и язык у русских Латвии периодически возникало на протяжении всех 20 лет независимости. Были и массовые акции в поддержку русских школ (десятки тысяч школьников шли не на уроки, а на митинг), и успешные голосования за «русские» партии.

В прошлом году, в канун выборов национальная партия Visu Latvijai! («Все – Латвии!») затеяла сбор подписей за перевод всех русских школ на латышский язык обучения. Акция провалилась. Официальные власти на словах ее не поддержали, и тем не менее  политика правительства (националы туда входят) направлена на построение мононационального государства, в котором русский язык используется лишь в частном общении, а публично -- на уровне фольклора, хороводов и кокошников.

Согласно разным опросам независимых компаний, русский язык является родным для 30-40% населения Латвии. Официально же он считается иностранным. Латышские школьники при выборе второго языка вынуждены метаться между английским, немецким и русским. Обычно склоняются в пользу Европы.

Русская атака в Риге

«Статус второго госязыка – это наше сознательно завышенное требование, а наша красная черта, ниже которой не отступим – признание того, что русский язык не является в Латвии иностранным, а местные русские – не иностранцы. За это надо лечь костьми» рассказал «Известиям» Владимир Линдерман, председатель общества «Родной язык», инициатор сбора подписей.

Общество «Родной язык» предлагает, чтобы русский язык мог использоваться в общении с органами самоуправления, чтобы была господдержка русскому образованию, вплоть до высшего, чтобы были русские аннотации на лекарствах.

Латышскость как смысл жизни

В пику действиям Линдермана, лидер национальной партии Visu Latvijai! Райвис Дзинтарс опубликовал открытое письмо в адрес нацменьшинств, в котором попытался объяснить, что смысл существования государства Латвия – холить и лелеять латышский язык и культуру, а если кто-то думает иначе, то ему «было бы проще найти счастье на земле своих предков», что только в латышской Латвии может быть дружба между представителями разных этносов и разных идентичностей…

«По-русски говорят 150 миллионов, поэтому рассуждать об угрозе этому языку – странно, -- пояснил свое мнение «Известиям» Райвис Дзинтарс. – Надо обеспечить возможность лояльным представителям малых народов Латвии сохранять свою идентичность и культурные связи с этнической родиной, но при этом мой долг -- заботиться о выживании латышского языка в конкурентной борьбе».

Русская атака в Риге

Компромиссную позицию для «Известий» сформулировал декан факультета социальных наук Латвийского университета профессор политологии Юрис Розенвалдс: «Совершенно очевидно, что статус русского языка необходимо упорядочить (в Латвии он никак не может быть иностранным), но не путем превращения во второй государственный. Тут я и сам проголосую против. Ведь для подавляющего большинства латышей это возвращение в оккупацию».

Фобии и мифы

На бытовом уровне в Латвии все не так печально, как это подается в прессе и по ТВ. Популярный в России миф из серии "если вы заговорите в Риге по-русски -- вам не ответят и в магазине ничего не продадут" -- как минимум, не отвечает действительности.
Конечно, у гуляющих по Риге российских туристов есть шанс нарваться на продавца, прибывшего в столицу из глубинки, который в ответ будет лишь приветливо мычать. Но это скорее исключение из правил.

Национально-ориентированные политики пытаются ввести нормы, запрещающие требовать знание русского при приеме на работу, но безуспешно -- патриотизм с бизнесом смешивать невыгодно.

Случаются и перекосы на местах. Так недавно много шуму наделало обнародованное письмо 77-летней бабушки, гражданки России, живущей в Латвии 50 лет, которая в остром состоянии поступила в больницу, от волнения забыла все латышские слова, а врач отказался общаться с ней по-русски. Не потому, что не знал, а по идейным соображениям: «Я живу на своей земле». Лечение старушке таки было назначено, но интернет встал на дыбы: комментаторы латышских сайтов требовали наградить принципиального врача орденом, русские оппоненты призывали к карательным мерам. Но и эта история -- из ряда вон.

Гораздо чаще национальная идея витает на уровне легких фобий из серии «туда не ходы снег башка попадет». К примеру, воспитательница латышской группы смешанного детского сада может осадить расшалившегося ребенка: «Будешь плохо себя вести – отправлю в русскую группу!»

Сын актрисы Вии Артмане, музыкант и патриот Каспарс Димитерс в интервью «Известиям» назвал вражду между народами надуманной и раздутой политиками:
«Насилием и унижением мы не научим русских латышскому языку. Русских я уважаю, а русский язык учу и поддерживаю, приглашаю и русских уважать латышей. В мире настали трудные времена, и людям надо думать, как объединиться, чтобы общими усилиями пережить близящуюся экономическую катастрофу».

По данным новой программы интеграции, до 36% латышей придерживаются нетерпимых взглядов в отношении своих русских соседей, но даже среди «воинственной трети» большинство не отказываются общаться с русскими.

Русская атака в Риге

В отличие от предыдущего президента Латвии Валдиса Затлерса, который с прессой общался только по-латышски, новый глава государства Андрис Берзиньш занял прагматичную позицию: «…я говорил и буду говорить по-русски. Конечно, в официальных выступлениях, когда этого требует протокол, я буду говорить на латышском. Но если в неофициальной ситуации я могу лучше донести свою мысль до собеседника на русском языке, я буду говорить по-русски...».

В русских школах (их в Латвии 185 из 760), преподавание ведется на билингвальной основе -- 60% на госязыке. На деле, большинство неязыковых дисциплин излагаются по-русски, но с латышскими учебниками и разъяснением специальных терминов на госязыке. Латышский язык, как предмет, преподается почти в том же объеме, что и русский. По сведениям Агентства госязыка, 64% русских школьников владеют латышским на хорошем и очень хорошем уровне. При этом 89% опрошенных учеников русских школ полагают, что русский язык должен быть вторым государственным.

Комментарии
Прямой эфир