Большие надежды или утраченные иллюзии?
1 декабря в прокат выходит «Высоцкий». Самый главный, самый ожидаемый проект года. А если не вдаваться в пресс-релизную риторику — самый спорный проект в российском кино последних лет. На кону не только репутация «Первого канала», волшебного обладателя сигнальной кнопки, активирующей миллионную аудиторию для похода в кино. На кону — репутация российского кино.
«Высоцкий» — вызов для режиссера Петра Буслова. Сняв «Бумер», еще будучи студентом ВГИК, он в один момент превратился в самого желанного режиссера страны. Его хотели все, а он подался «на заработки» снимать «Нашу Рашу». Второй «Бумер» показал, что режиссеру Буслову есть куда расти — продолжение было сделана в другом жанре, и хотя с профессиональной точки зрения получилось намного более зрелой работой, не стало хитом.
Петр Буслов относится к тем режиссерам, которым сложно реализовать себя в слове — они говорят на другом языке. Для него кино — это работа с актерской пластикой, тщательно выстроенный кадр, продуманная мизансцена. Новелла в альманахе «Короткое замыкание» выдала в нем страстное желание снимать кино — мощное, размашистое, талантливое.
Два сезона в «Раше» дают о себе знать: чтобы режиссер Буслов не остался в памяти как студент, 10 лет назад снявший «Бумера», ему как воздух нужен был новый проект, вызов. Сможет он или нет выступить в роли профессионала — принять чужие правила игры, взять на себя ответственность за проект, на который пойдут миллионы зрителей. Пойдут на Семеныча — потому что его обещали.
Для «Первого» это тоже вызов. Мучительная история создания «Высоцкого» слишком хорошо известна. По первоначальному замыслу это был мини-сериал, режиссировать который должен был Александр Митта. До съемок не дошло из-за проблем с исполнителем главной роли. Митта предлагал Машкова и Вдовиченкова, «Первый канал» настаивал на кандидатуре Безрукова, троллям на радость.
Несогласного Митту меняют на Игоря Волошина, и тогда же возникает идея создания «компьютерного» Высоцкого с использованием технологии motion capture — примерно так, как омолодили Брэда Питта в «Загадочной истории Бенжамина Баттона». Бюджет картины вырастает до грандиозных $15 млн, Волошин уходит, а проект снова встает на якорь. До тех пор, пока не появился Буслов.
Задача «Первого» — удивлять. Машков, Вдовиченков, даже Безруков вполне могли бы сыграть Высоцкого в сериале, но для кино понадобилась своя «фишка». И дело вовсе не в Семеныче, которого зритель «может не узнать». Дело в «Первом канале», который должен оказаться первым при любых раскладах. Отсюда эта упертое желание следовать однажды придуманному ходу, даже с риском навредить проекту, превратив его в придаток собственной рекламной кампании.
Хвост виляет собакой: гадать, кто перед тобой — Безруков, Вдовиченков или кто-нибудь другой, имеет смысл, лишь стоя в очереди к кассам кинотеатра. Когда в зале выключается свет, просыпаются образы. Художественная правда, как бы высокопарно это не прозвучало, выше любой другой. Вэл Килмер в «Дорз» — это стопроцентный Джим Моррисон, а Гэри Олдман в «Сид и Нэнси» — самый настоящий Сид Вишез, и никто другой. Если зрители в темном зале кинотеатра увидят перед собой «русского Горлума» — это будет грандиозный провал. Который не украсят никакие кассовые сборы.
Если быть откровенным до конца, «живой» Высоцкий — это мечта, которую пока невозможно осуществить мощностями Голливуда. Но если пообещали живого — дайте нам живого, скажем спасибо. Нет — пеняйте на себя. И тогда «Высоцкого» будут склонять как «Утомленных солнцем-2».
В конце концов, это вызов зрителю. Российское кино не пинает только ленивый. Жертвой переходного периода, пришедшегося на экономический кризис, стали большие проекты. Фильмы перестали снимать, зрители перестали их смотреть.
В случае с «Высоцким» дело, разумеется, не в миллионах долларов, которые фильм, наверняка, соберет. Так получилось, что «Высоцкому» предстоит отдуваться не только за себя, но и за того парня — он может вернуть доверие зрителей или помочь окончательно его потерять. Очень не хочется, чтобы большие надежды обернулись утраченными иллюзиями.