Иран и Саудовская Аравия делят Бахрейн
В столице Бахрейна Манаме зафиксированы первые серьезные уличные беспорядки с марта этого года. Тогда королевскими войсками при поддержке саудовского спецназа были подавлены выступления шиитов-бахарна, составляющих большинство населения страны.
Поводом для новых столкновений с полицией, в ходе которых уже пострадало несколько десятков человек, стал доклад специальной комиссии по расследованию мартовских событий, созванной королем Хамадом аль-Халифой. Официальное обнародование доклада ожидается в среду, однако основные выводы комиссии известны уже сейчас.
«Со стороны властей зафиксировано как минимум 300 случаев применения пыток в отношении мирных демонстрантов, — заявила «Известиям» член комиссии, правовед Махнуш Арсанджани. — Логичным выводом для короля после обнародования доклада комиссии было бы отправить в отставку всех руководителей операции — прежде всего премьер-министра Халифу аль-Халифу».
Сделать это королю будет крайне сложно. Принц Халифа аль-Халифа, дядя короля Хамада, возглавляет правительство Бахрейна с 1970 года. На свой пост он был назначен еще отцом нынешнего монарха, эмиром Исой. За это время Бахрейн успел превратиться из эмирата в королевство, обзавестись конституцией, однако неизменной осталось неравноправие между этническими и религиозными общинами страны.
«Арабы-бахарна, исповедующие шиизм и говорящие на особом диалекте, составляют 60% населения Бахрейна, — разъяснил «Известиям» директор московского Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. — Между тем вся королевская династия исповедует суннизм и принадлежит к племени арабов-азана, численность которого не превышает 25%». Армия и силовые структуры Бахрейна целенаправленно комплектуются династией именно из представителей суннитского меньшинства.
Бахрейн, зажатый посреди Персидского залива между Саудовской Аравией и Ираном, давно превратился в арену противостояния между двумя державами, претендующими на лидерство в регионе. Иран открыто поддерживает шиитское большинство. Пятой колонной для Тегерана служат 15% этнических персов — потомков выходцев из Ирана, осевших в Бахрейне еще в средние века.
Династия аль-Халифа со своей стороны поддерживает тесные связи с Саудовской Аравией, никогда не отказывавшей единоверцам и единоплеменникам в военной помощи. Именно саудовский спецназ сыграл решающую роль в подавлении шиитской революции в марте этого года, создав таким образом прецедент. Бахрейн стал единственной страной арабского мира, в которой «весенняя революция» потерпела поражение.
«На этот раз Саудовская Аравия напрямую в бахрейнские дела вмешиваться не будет, — убежден Владимир Евсеев. — Эр-Рияд слишком сосредоточился на попытках валить Башара Асада в Сирии, открывать второй фронт в Бахрейне королевству не с руки». Кроме того, добавил эксперт, новая военная интервенция может вызвать недовольство в южных провинциях самой Саудовской Аравии, также населенных шиитами.
Стремясь сбить напряжение в Бахрейне, саудиты могут убедить короля Хамада аль-Халифу избавиться от наиболее одиозных членов династии — прежде всего от принца Халифы. Вероятно, именно этим обусловлена смелость королевской комиссии, призывающей монарха отправить дядю в отставку с поста премьера. Удастся ли таким образом утихомирить шиитское большинство Бахрейна, постоянно провоцируемое из Ирана, покажет будущее.