"Бой с тенью 3": Бокс после кокса
В третьей части одной из самых успешных и долгоиграющих российских
франшиз Колчин бросает бокс ради кокса, блондинок и телевизионных шоу.
Теперь он тренер и шоумен. Когда его подопечного на ринге отправляет в
кому заезжий гастролер, Тема берется за ум, вспоминает о жене и дочери и
готовится снова выйти на ринг, чтобы отомстить.
Первый «Бой с
тенью» имел стойкий сериальный привкус и выезжал во многом за счет
феноменального успеха «Бригады», яркого Панина и интересного дебютанта
Дениса Никифорова. Во второй части Сидоров оставил за собой роль
продюсера, уступив режиссерское кресло дебютанту Мегердичеву.
Тот
совершенно неожиданно произвел на свет, пожалуй, самую яркую российскую
картину в жанре экшен. Генномодифицированный сценарий, в котором
отечественный герой вписывался в традиции и реальность американского
жанра, положенный на лихой монтаж, придал истории легкий налет
голливудской брутальности и стойкий привкус качественного американского
общепита.
После второго «Боя» ходили слухи, что Сидоров мог
ревновать к успеху своего протеже — во всяком случае о совместной работе
друг с другом оба отзываются очень осторожно. Как бы то ни было, Антон
Мегердичев после «Боя» поставил под руководством и по сценарию Сидорова
«Темный мир», после чего, заработав славу звезды жанра, отправился к
Толстунову снимать «Метро 2033». А Сидоров — реинкарнировать Колчина и
компанию.
В третьей серии невезучий Колчин в исполнении Дениса
Никифорова, который вопреки чаяниям Сидорова так и не стал звездой,
отправляется в Гонконг, следуя по пути героев раннего Ван Дамма и
золотых дней студии Golden Harvest. Культурный код срабатывает как
отмычка, из глубин подсознания на экран лезут фантомы-образы из
видеосалонов 1990-х, китайская лапша, велорикши, наркоторговцы, агенты
Триады в черных костюмах и всё, что только можно вообразить по данной
тематике.
Самое интересное во всем сериале — трансформация
образа Вагита Валиева в исполнении Андрея Панина. Будучи стопроцентным
мерзавцем в первой части, побывав соратником Колчина по несчастью во
второй, к третьей он преобразился в натурального героя, наделенного
комедийными функциями и ударными репликами. В паре с "деревянным"
Денисом Никифоровым, который в шкуру Колчина влезает с различимыми
страданиями на лице, пластичный и ресурсоемкий Панин смотрится по-прежнему свежо,
ярко и сочно. Ему, резиновому, любые трансформации к лицу. В новом «Бое»
бывший бандит Вагит Валиев отрастил косу шаолиньского монаха, обзавелся
брутальной любовницей и воспылал трепетными дружескими чувствами к
Артему Колчину.
Панин, однозначно, лучшее, что есть во третьем фильме. Как во всей серии на высоте — постановка боксерских поединков. В
остальном — годы вынужденного продюсерства дают о себе знать. Третья
серия у Сидорова получилась натужной, надуманной и вызывающе
провинциальной. То, что Мегердичев гасил сумасшедшим драйвом, Сидоров
выносит на первый план - тут и русофильские анекдоты, и шуточки на ту же
тему, полностью проваленный второй план и традиционные для русского
жанра проблемы со сценарием.
За те несколько лет, что прошли
между вторым и третьим «Боями», российский экшен стал дефицитным
товаром. О том, что на экранах больше нет «Кода Апокалипсиса»,
«Обратного отсчета» или «Личного номера», никто никогда не пожалеет.
Их
громкие провалы, за которыми стояли миллионы государственных долларов
радовали, радовали как столкновения планет в каких-то неизвестных
галактиках, на съемках этих картин оттачивали мастерство каскадеры, а
критики точили о них свои перья. Но их исчезновение с экранов — индекс
общего невеселого состояние индустрии.
В этом контексте
появление третьего «Боя» при всех его очевидных несуразностях,
слабостях, при его вторичности и аляповатости — событие. А вероятный
успех «Боя» в прокате — крошечный шанс на то, что российский жанр сможет
застолбить свое скромное место под палящим голливудским солнцем. И
тогда четвертого «Боя» не миновать.