Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и облачность в Москве 18 апреля
Общество
Военный эксперт Никулин объяснил позицию США отсутствием интереса к Украине
Общество
Корреспондент показал кадры с места двойного убийства в Москве
Экономика
Реальные располагаемые доходы россиян увеличились рекордно за 14 лет
Армия
Истребители МиГ-31И оборудовали системой дозаправки в воздухе
Мир
Эксперт объяснил причины сильного затопления Дубая после ливней
Мир
Генпрокурор РФ Краснов прибыл с рабочим визитом в Венесуэлу
Происшествия
Гладков сообщил о 21 сбитой воздушной цели на подлете к Белгороду
Мир
В штабе АдГ в Ганновере прошли обыски после лишения иммунитета двух депутатов
Мир
Профессор СПбГУ объяснила важность темы Ближнего Востока на саммите ЕС
Общество
Бастрыкин взял на контроль дело о калечащем пациентов нейрохирурге из Москвы
Экономика
Поиск атак в IT-cистемах ускорится благодаря искусственному интеллекту
Мир
Премьер Нидерландов предложил выкупить Patriot у не планирующих помогать Киеву стран
Происшествия
Средства ПВО перехватили три беспилотника в Ростовской области
Мир
ВКС РФ уничтожили три места базирования боевиков в Сирии
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Киевской области

К нам приехал Большой Аргиш

Одна из особых примет нашей суетной жизни: не знаем того, кто живет в соседней квартире. Нет времени, спешим, бежим…
0
К нам приехал Большой Аргиш
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Год назад журналисты из норильской медиакомпании «Северный город» решились пригласить в гости своих добрых соседей и провести в Норильске небывалый этнический праздник народов Таймыра — Большой Аргиш. Само слово «аргиш», по Далю, на языке северных народов означает «олений обоз».

Идею воплощали всем миром: Заполярный филиал «Норникеля», администрации Таймырского муниципального района, городов Норильск и Дудинка.

Большой Аргиш пришелся на день, когда Норильск оказался во власти аномального потепления. Штормовое предупреждение, слякоть и порывы ветра до 25 м/сек. тем не менее не помешали Аргишу благополучно добраться до Норильска.

Больше 10 тыс. норильчан, большие и маленькие, молодые и в возрасте, семьями и в компании друзей пришли на Большой Аргиш — праздник, который для горожан готовили почти 200 человек, представляющих 20 творческих коллективов и семейных родовых хозяйств Таймыра.

Норильск еще никогда не видел подобных событий. Из пяти чумов на празднике развернули целое этностойбище, а на концертной площадке шла фольклорная программа. Время для проведения нового праздника было выбрано не случайно. Ноябрь — традиционно трудное время для человека на Севере, время наступления долгой суровой зимы и полярной ночи. Представители коренных малочисленных народов Таймыра приехали на Большой Аргиш еще и для того, чтобы научить норильчан жить в гармонии с северной природой. Зима — это основной северный сезон, время большой рыбалки и охоты, время Аргиша.

«Зима — это хорошо!» — говорят ненцы, долганы, эвенки, нганасаны и энцы. Эта жизненная позиция и легла в основу идеи праздника.

«Аргиш» — почти единственное слово, присутствующее в языках практически всех народов Севера. В буквальном смысле оно означает караван из нескольких оленей, летом — вьючных, зимой — запряженных в нарты. Но философское значение слова гораздо шире. Это и тщательные сборы в длительное кочевье. И тысячекилометровые переходы по бесконечной заснеженной тундре. Это жизненный путь северного человека.
Удивительные это люди, необыкновенные. Их отличает поразительное спокойствие, сдержанность, неторопливость, немногословность. Еще одно отличие — отношения с природой. Например, к зиме они относятся лучше, чем к любому другому времени года. А как можно не любить зиму, если это основной сезон на Севере, длящийся, кстати, девять месяцев? В это время года лучше идет добыча рыбы, куропатки. Это сезон Аргиша, потому что домашних оленей надо перегонять в поисках ягеля. А олени — это показатель достатка и хозяйственности, гордость и отрада, еда и одежда. С зимой надо гармонировать, а не пережидать ее.

Норильчане с любопытством заходили в чумы, пробовали блюда национальной кухни.  Северные народы очень гостеприимны. Когда кто-то заходит в чум, долго в дверях стоять нельзя. Надо сразу проходить. Если долго в дверях стоять — сиротой останешься. Северное угощение: сырая рыба в виде строганины и сагудая, рыба отварная и мясо (оленина) — все это основная пища северных народов. Напиток северных народов — горячий чай. За разговорами, как правило, выпивается не один чайник чая.
Чумы как тип жилища распространены у многих народов Крайнего Севера. Для непосвященного городского жителя один чум практически  ничем не отличается от другого. Однако  различия между ними есть. У разных народов даже способы соединения шестов в конус могут значительно отличаться.

Нганасанка Светлана Жовницкая рассказывает, что ее народ более 4 тыс. лет назад жил в землянках. Потом нганасаны переняли у своих соседей по Таймыру — ненцев — оленеводство, кочевой образ жизни, а вместе с ним и чум.

— Вход в нганасанском чуме должен быть повернут на юг, — говорит Светлана. — В центре чума — очаг, за ним сиенг — «чистое место», там располагаются идолы и святыни.
Кстати, нганасаны — самый древний народ Таймыра. Они первыми пришли сюда, когда в конце четвертого тысячелетия до нашей эры на Земле закончился ледниковый период, а вслед за уходящим ледником на Север стали продвигаться люди. Именно нганасан можно считать аборигенами среди аборигенов. Сейчас они живут только на Таймыре, и их осталось меньше 700 человек.

С удовольствием отвечают на вопросы и рассказывают о тонкостях северного питания и долганки:

— Деликатесом в тундре считаются рыбьи глаза. Их собирают в отдельную тарелку как лакомство. Отдельно собирается и рыбий жир — на нем потом пекут лепешки, его едят с хлебом или вяленой рыбой, он — хорошее лекарство. И не болеем мы благодаря пище: у налима целебная печень, целебными же свойствами обладает бульон куропатки — вот какая сила у нашей северной природы.

В тундре от добычи не пропадают даже кости — их могут, например, перемалывать в муку. А то, что у нас сейчас красиво называется «кухней фьюжн», издавна существует у северных народов. Например, нганасаны готовят ягоду в жире: свежую морошку, чернику, голубику или бруснику смешивают с растопленным оленьим жиром.
Орнамент, к слову, для коренного жителя Севера не просто украшение на одежде. Он несет в себе много информации, это своего рода паспорт человека.

— По орнаменту можно узнать, сколько у мужчины оленей, сколько детей, сколько раз он был женат, — рассказал нганасанин Алексей Чунанчар. — А вот этот черный квадрат на спине означает у нас бесконечность бытия.

Очень поэтичны названия орнаментов у ненцев — «заячьи уши», «оленьи рога», «локоть лисицы». Орнаментальная палитра у каждого народа тоже своя. Ненцы любят белый и коричневый цвета, их орнаменты строго геометричны. Долганы, которых за красоту одежды называют «аристократами тундры», предпочитают шесть цветов: черный, белый, синий, красный, желтый и зеленый. Эвенки используют неяркие красный, желтый и зеленый, а нганасаны — черный, красный и белый — цвета оперения краснозобой казарки (от этой птицы, по легенде, произошли нганасаны), недаром она изображена на гербе Таймыра.

Праздник завершился общим хороводом под музыку танца хэйро. Мелодию, ставшую визитной карточкой одноименного коллектива, написал еще в 70-х годах прошлого века первый руководитель ансамбля «Хэйро», хормейстер Александр Корюков.

Не многие знают, что «хэйро» — долганское слово и означает оно не просто солнце, а первое солнце, которое появляется в январе после полярной ночи, — бледное, неяркое. До него северянам осталось всего-то два месяца.

…Снова пришел ноябрь, и снова Большой Аргиш придет в Норильск. Это хорошо. Одним праздником в Заполярье стало больше.

Комментарии
Прямой эфир