Чтобы ребенок «сбылся», его нужно услышать, а наша школа монологична, как и общество
- Мнения
- Общество
- Чтобы ребенок «сбылся», его нужно услышать, а наша школа монологична, как и общество

Проблема воспитания
гражданственности — центральная для школьного образования многих стран. Для
России ее решение особенно сложно. И дело не только в том, что в 1991 году исчезла
гражданственность советская, которая не была замещена сильной российской
гражданственностью. Дело не только в
огромных миграционных потоках, не только в резком ослаблении
ценностно-культурного уровня общества. В огромной мере дело в утрате нашей
школой самой компетенции воспитания.
В советское время у школы был
готовый и хорошо организованный идеологический механизм — октябрята, пионеры,
комсомол... Этот механизм и без больших умений директоров и учителей неплохо
работал. Сейчас его нет, и воссоздать его нельзя, ибо не может быть государственной идеологии. А
воспитывать по-другому школа не умеет. И даже не учится.
Несбытие гражданина начинается в
нашей массовой школе с первых дней первого класса. Ребенку не предоставляют
свободу выбора, его не озадачивают ответственностью выбора (стихотворения,
задачки, альтернативного ответа, предмета чтения и письма, мнения, послеурочной
деятельности и т.д.). Тем самым его не допускают к осуществлению его
предназначения — сбыться, стать, состояться, исполниться.
Даже письменной речи его обучают
не на основе уже сформированной им самим собственной и достаточно богатой
устной речи, собственного словарного запаса, а на основе изготовленного на всех
одинакового скудного набора пособий (букварь, книга для чтения). Выбирают за
него, не формируя компетенции выбора, тем самым, упрощая его культурную
матрицу, формируя привычку к простейшему из выборов («да» или «нет»), то есть к
манихейству, инверсии.
Чтобы ребенок «сбылся», его нужно
услышать, дать равную роль в диалоге, в дискурсе, а наша школа монологична, как
и общество. Будущий гражданин лишен слова, пространства ассоциативной жизни,
объединяющего (консолидирующего) и коммуницируемого опыта. У него не возникает
рефлексии (потом нерефлексивным остается и взрослый). Ассоциативная жизнь
создает поток стимулов, возбуждающих рефлексию, расширяющих пространство
духовных и политических обменов, где выявляются области общих тревог и
совпадающих интересов. Это пространство речевой коммуникации, выступающей как
социальный организатор и интегратор, как источник усложняющейся культуры
ребенка.
Если у школы есть стратегия
развития, ее должны узнать школьники. А узнав, они должны получить право
придумать и воплотить свою роль в этой стратегии. Еще лучше, если ребенок
сконструирует и роль для своих родителей. Если же такой стратегии нет, то
только для воспитания гражданственности ее нужно придумать.
Социализация ребенка играет
огромную роль в развитии его гражданственности, ответственности «за все вокруг
меня». Проекты социальной поддержки детей-сирот, «колясочников», детей с ОВР,
ветеранов и пенсионеров, участия в жизни локального сообщества — самые эффективные
способы для формирования
гражданственности. Точно так же патриотизм легко пробуждается сначала в
собственном доме на основе обязанности ребенка за что-то отвечать (за чистоту,
порядок, часть ежедневных покупок, режим общего чтения и т.д.). Так возникает
«любовь (привязанность) к месту».
Два года наблюдаю, как мальчик во
дворе своими руками сделал клумбу, посадил цветы, обнес камнями, поливает и
бросается на каждого, кто посмеет «его» красоту испортить. Это «место» ему
дорого потому, что он в него вложил, инвестировал себя. Это уже не дом, а двор,
но теперь «свой» двор.
Родина больше всего дорога тем,
кто пролил кровь за нее. «Место» может быть дорого и тем, что в него
«вложились» предки. Но в любом случае эта «любовь, чувство к месту» (к пушкинскому
«родному пепелищу») возникает только как следствие участия, вложения себя, а не
пионерской встречи с ветераном и просмотра фильма «Александр Невский».
Патриотизм — это «чувство к месту», вызванное тем, что мы в него вкладываем
себя. Без деятельностного вклада в «место» патриотизма не возникает. А без него
чувство (свойство) гражданственности будет хилым.
Для России и ее школы воспитание
этих чувств и свойств — высший приоритет, императив. Мы долго жили в стране, которая была беспредельно жестока со
своими жителями. Большинство тех, кому разрешили уехать (евреи, немцы
Поволжья), уезжали. А наше время — это открытые границы, открытые общества и
экономики, прозрачные сопоставимости материальных, социальных и иных
человеческих соблазнов. Это мир без границ для человека, который (как и каждый
человек) никогда не перестает быть вместилищем как добрых, так и злых дел, как
почтения, так и полного безразличия к «отеческим гробам». Ослабление
ценностно-культурной матрицы — путь к освобождению от ценностного контроля
инстинктов и соблазнов.
«Лояльность» миру без границ —
это то, что интуитивно переживается многими государствами как опасность для
собственного будущего. Эту опасность переживает и наше общество. Но
одновременно оно плохо понимает важность Деятельностной школы, способной
взращивать Личность, наделенную свойствами гражданственности, патриотизма и
лояльности. Пока «Воспитание гражданственности» остается лозунгом, риторикой,
лихо сформулированными текстами отчетов о наших успехах в строительстве «Нашей
новой школы». Да, искусство отчетов — это то советское образование, по которому
мы все не меньше, чем профессора.
Автор — заместитель научного
руководителя Высшей школы экономики