Биржевики возьмутся за робототорговлю
В среду руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин наконец высказался относительно участившихся технических сбоев на фондовых площадках. И высказался достаточно резко:
— Один сбой — понятно, может быть, но когда это уже третий раз за осень...
По словам Панкина, ведомство готовит предписание, чтобы представители бирж объяснились и представили предложения по усилению мер безопасности.
Частые технические сбои в работе систем российских бирж (особенно это касается РТС) в последнее время на рынке любят объяснять засильем некачественно написанных роботов. По информации «Известий», участники рынка собираются самостоятельно регулировать работу роботов (специальные программы, автоматически совершающие сделки в торговой системе биржи. — «Известия») на фондовом рынке.
Как рассказал «Известиям» президент Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко, предложения создать совет экспертов компьютеризированного алготрейдинга (торговля при помощи запрограммированных на некий алгоритм роботов. — «Известия») возникали и раньше, но до сих пор не было сделано ни одного шага к урегулированию робототорговли на российских биржах.
— Участники рынка в силу своей молодости — а ведь у нас алгоритмической торговлей занимаются 22–24-летние ребята — не поняли этого тогда, — сетует Гавриленко. — И восприняли эти предложения без должного внимания. Поэтому на сегодня мы максимум на что можем рассчитывать — это на рабочую группу, которая создается в рамках ММВБ и РТС.
По мнению президента биржевого союза, такая группа необходима для того, чтобы наладить саморегулирование: провести мониторинг на биржах, подсчитать торгующих роботов, проанализировать скорость заключения сделок.
— А лучшие моменты и бесспорные образцы саморегуляции впоследствии должны превращаться в законы, — добавляет Гавриленко.
Необходимость в регулировании автоматизированной торговли назрела, когда использование роботов на фондовом рынке стало тотальным. Как говорит генеральный директор брокерской компании Nettrader Денис Матафонов, по грубым подсчетам на обеих биржах 95% оборотов совершаются через автоматизированные системы. Особенно это касается срочной секции РТС FORTS, где эта цифра приближается к 100%. В таких условиях нагрузка на торговые системы многократно возросла. Кроме того, робота для биржевой торговли сейчас способен написать даже мало-мальски продвинутый школьник. Созданная таким школьником программа может содержать в себе неявные ошибки, которые в действии могут привести к серьезным последствиям.
— Робот способен генерировать огромное количество обращений, и если он прописан с ошибками, то он может забивать канал связи с биржи, — рассказывает ректор УЦ «Финам» Ярослав Кабаков. — Фактически они генерируют спам.
А трейдер ИК «Велес Капитал» Дмитрий Перегудов добавляет, что массовая «роботизация» может привести к экстремальной волатильности на рынке. Перегудов приводит в пример крах на американском фондовом рынке в октябре 1987 года. По его словам, такие резкие падения котировок очень часто бывают вызваны алгоритмической торговлей, особенно компьютеризированной. Но представители бирж не считают это основной проблемой.
— Рост алгоритмической торговли как мировой тренд вносит свои коррективы в развитие биржевой инфраструктуры, — подтверждает управляющий директор по технологическому развитию Объединенной биржи ММВБ-РТС Сергей Замолоцких. — Но причиной сбоев может служить или частая смена текущей конфигурации торговой системы, или неотлаженность технологических процессов во всей цепочке — от биржи до клиента.
В то же время демонизировать торговлю при помощи компьютерных программ было бы глупо. Спекулянты, изрядная доля которых работает при помощи роботов, создают основные обороты, увеличивают ликвидность на рынке.
— С точки зрения обеспечения постоянного спроса и возможности совершить сделку быстро и по адекватной цене наличие «автоматических трейдеров» — благо, — подтверждает Ярослав Кабаков. — Без них пришлось бы долго ждать встречного предложения, проседать сильно по цене при срочной продаже и, наоборот, сильно переплачивать при необходимости срочно купить какие-то активы.
А Анатолий Гавриленко подчеркивает, что стремление обвинить роботов во всех грехах проистекает оттого, что реальный масштаб проблемы до сих пор никому на российском рынке неизвестен. Поэтому и необходимо создать экспертный орган, который для начала занялся бы статистикой. А потом представил бы предложения по приведению автоматизированной торговли в цивилизованное русло.
— Попытки регулировать автоматизированную торговлю уже делаются, — говорит директор фонда «Центр развития фондового рынка» Юрий Данилов. — ММВБ проводит политику, связанную с увеличением транзакционных издержек для часто выставляемых заявок (когда ставится 17 копеек, через секунду — 17,1 копейки, еще через секунду — 16,8 копейки). Существует другая ставка биржевого вознаграждения сделки с заявителем, за которым скрывается робот.
А Дмитрий Перегудов напоминает, что существуют программные средства, которые позволяют регулировать автоматизированную торговлю. Можно установить ограничение на частые подачи заявок. Например, не чаще одного раза в секунду. Кроме того, как говорит Перегудов, можно было бы вводить плату за подачу каждой заявки, что сильно снизит их количество.
Анатолий Гавриленко подчеркивает, что лучше, чтобы участники рынка занялись бы решением проблемы самостоятельно, пока сверху не пришли жесткие ограничения.