Александр Гордон: «Я актер, играю роль злобного ведущего»
В российский прокат вышел фильм «Огни притона» —
первая полнометражная режиссерская работа Александра Гордона. Действие фильма
происходит в 1958 году в Одессе. Главная героиня — "Мама Люба" в
исполнении Оксаны Фандеры — хозяйка маленького борделя, пытается начать
новую жизнь и вернуться в деревню. Картина была показана на «Кинотавре» и
вызвала противоречивую реакцию критики. С одной стороны, можно
констатировать, что «Мама Люба» Оксаны Фандеры, возможно, ее лучшая роль
в кино. А с другой трудно не заметить, что в "Огнях притона" она легко
отодвигает на второй план не только всех остальных исполнителей, но и
самого режиссера. И это не идет картине на пользу.
За время существования в телеэфире программы «Закрытый показ» Гордон
завоевал репутацию бескомпромиссного критика отечественного кино. Каково
это — вдруг оказаться по другую сторону баррикад, Александр Гордон
рассказал в интервью «Известиям».
— Если зрители пойдут на ваше кино, они пойдут именно «на Гордона»?
—
Это неизбежно, поскольку я выступаю давно, публично и в довольно резких
формах. Поэтому я отдаю себе отчет в том, что интерес вызывает не
фильм, а его создатель. Но было бы совсем скверно, если бы зрители
уходили с середины картины или после со словами: «Ну, понятно.
Посмотрели, что там Гордон творит». А фильм все-таки живет
самостоятельной жизнью. И зрителю, как правило, — если это мой,
внимательный зритель, — удается абстрагироваться от того, кто это кино
сделал. Кроме того, я же не могу находиться в одном образе все свою
жизнь. Я актер, который играет на телевидении злобного ведущего, но на
самом деле я не всегда такой. Кино — одно из моих проявлений, достаточно
искренних и нужных прежде всего мне самому. Секрет успеха, по мнению
маркетологов, заключается в том, чтобы, повышая интерес к продукту,
снижать ожидания от него. В этом смысле все пока идеально. Интерес к
фильму большой, и никто ничего не ждет.
— Думаю, вы ошибаетесь — ваш фильм ждут. Но мне кажется, от вас ожидали все-таки другое кино.
—
Ну и пусть. Я же не обязан снимать кино, котороеот меня ждут. В конце
концов я не Вуди Аллен, никогда им не был и не буду. Поэтому выбор
материала, как это сделано и главное — зачем, остается за мной.
Принимают — хорошо, не принимают — что, я меняться буду? Нет, не буду.
— Вам интересно будет мнение критиков?
—
Ну выскажутся они — и что? Я же не мальчик-дебютант, которого можно
забить ногами, и не злой гений отечественного кинематографа, который
сильно переживает за корону над головой. Я снимал тихое,
сентиментальное, архаичное, атмосферное, актерское кино, про которое я
знаю все. И уж если ругать, то я сам себя могу ругать так, что мало не
покажется.
— В программе «Закрытый показ» вы долгое время выступали в роли критика, и ваша жесткая позиция многих привлекала. Не страшно вдруг оказаться по другую сторону баррикад?
—
Я снял кино, которое мне, как зрителю, нравится. Я никогда не скрывал
свои взгляды на жизнь и на кинематограф. И
никогда не претендовал на объективность. Что от того, что теперь люди
будут знать, какое кино я люблю? Я готов говорить концептуально о том,
почему загнивающий постмодерн уже
невыносим в кинематографе и что надо искать не новые формы, а
возвращаться к прежним отношениям. И в этом смысле я считаю свой фильм
неоклассикой. А что это такое — на эту тему я готов говорить часами. И
даже теоретизировать.
— Возьмете «Огни притона» в «Закрытый показ»?
—
Возьму. И выступлю там в другом качестве. Шизофреническую раздвоенность
между кино и телевидением, которая существует в моей жизни, я хочу
сделать зримой. И поверьте, у меня к себе профессиональных претензий
накопится на целую программу — это уж точно.
— Кого пригласите ведущим?
— Сам буду вести, сам себя ругать и сам же отвечать.