«Выплатной закон» вернулся в Госдуму
Скандальный законопроект «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», знаменитый «выплатной закон», в последний момент был направлен в Комиссию по законотворческой деятельности при Госдуме. Об этом «Известиям» сообщил источник, близкий к разработке проекта. Это значит, что теоретически остались финальные метры до финишной черты, после чего система выплат накопительной части (6% от Фонда оплаты труда) должна заработать. В закон внесено несколько важных поправок, касающихся срочных выплат накопительной части пенсий.
Этот законопроект был разработан в Минэкономразвития еще в 2009 году, но в Госдуму попал только в июле 2011-го, когда и был принят в первом чтении. Все это время шли ожесточенные дискуссии между Минэкономразвития и Минздравом, который был категорически не согласен с основными постулатами документа. При этом Минэкономразвития упирало на то, что принимать закон нужно быстро, поскольку уже в 2012 году на пенсию выйдут первые работники, имеющие право на накопительную часть.
Основные баталии между ведомствами развернулись из-за одного пункта. Минэкономразвития в своем проекте предусматривало возможность срочных выплат из накопительной части пенсии. То есть пенсионер должен иметь право забрать все накопленные средства сразу по выходе на заслуженный отдых. Можно извлекать деньги частями, но не чаще чем раз в семь лет. Вместе с этим экономисты предусматривали право наследования остатков накопительной части в том случае, если пенсионер отправляется в мир иной, не успев израсходовать весь накопленный лимит.
Минздрав же счел, что срочные выплаты противоречат самому понятию «пенсия», которое предусматривает пожизненные выплаты. Одновременно социальное ведомство настаивало, что наследование остатков пенсий — это хорошо и естественно, но, увы, невозможно из-за нестыковки некоторых юридических норм.
В дискуссию активно включились представители негосударственных пенсионных фондов, встав на позицию Минэкономразвития.
Противостояние сторон было столь ожесточенным, а мнения столь непримиримыми, что доработать закон и в нормальные сроки отправить его в Госдуму оказалось невозможно. По информации «Известий», 12 октября состоялось совещание у первого зампреда правительства Игоря Шувалова, где было дано поручение завершить работу над законом и выработать все поправки.
— Шувалов поручил ведомствам до 20 октября представить в Минэкономразвития окончательные поправки, — говорит наш собеседник в правительстве. — До 24 октября в Минэкономразвития должны были все эти поправки свести воедино, а 25-го планировалось заседание по этим поправкам. Но оно состоялось только 31 октября.
С российскими законами такое часто бывает. Иногда они дорабатываются десятилетиями. Но сейчас случай особый. Госдума нынешнего созыва заканчивает свою работу 22 ноября. А потом и вовсе год подходит к концу. Как будут организованы выплаты для пенсионеров призыва 2012 года, пока неясно.
Тем временем неопределенность провоцирует так и не пришедшие к согласию стороны на активные действия.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) заявляют, что неготовность закона о финансировании выплат автоматически означает, что пенсионеры-2012 не смогут получить свои накопления. Поскольку механизмов для выплаты этих средств НПФ законодательно не определены, а у госфонда попросту нет денег.
— Дырка в ПФР (государственном Пенсионном фонде. — «Известия») растет, а проблема не решается, — говорит президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. — 30% пенсионных денег идет на выплаты так называемым досрочникам. Почти 40% выплат ничем не обеспечены, то есть эти люди никогда не платили никаких страховых взносов. И данная диспропорция только увеличивается. Сознательное торможение «выплатного закона» вместо поиска источников наполнения бюджета ПФР — не что иное, как желание серьезную проблему подменить рассуждениями о правовом характере накопительного компонента. Принятие этого закона важно для застрахованных лиц, а не для НПФ, как это пытается представить Минздрав. Граждане должны иметь право на осознанный выбор формы выплаты накопительной части пенсии.
Минздрав же считает, что Минэкономразвития и НПФ лукавят, лоббируя выплатной закон в собственных интересах.
— Моя позиция, которую я могу подтвердить юридически: сейчас у пенсионных фондов есть все правовые основания для того, чтобы производить выплату накопительной части трудовой пенсии, — рассказал «Известиям» заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин. — Я считаю, что сейчас происходит использование ситуации: НПФ намеренно не выплачивают накопительную часть, чтобы подтолкнуть государственные институты к поспешному принятию необдуманных решений.
В Минэкономразвития получить комментарии не удалось.
Несмотря на непримиримые разногласия, стороны все же достигли некоего компромисса по части срочных выплат. В новой редакции закона период, которым ограничивается получение части накопительных средств, увеличивается с 7 до 10 лет. Кроме того, в документе теперь прописано, что право на получение срочных выплат имеют те, кто вложил в негосударственные пенсионные фонды материнский капитал и вступил в программу государственного софинансирования пенсий. Экономисты в этой части одержали небольшую победу.
Но примет ли в итоге Госдума скандальный закон — еще большой вопрос.
— Закон необходим, — говорит председатель комитета ГД по труду и социальной политике Андрей Исаев. — Но он сырой, и мы намерены серьезно над ним поработать. В эту сессию я вижу мало оснований для того, чтобы этот закон был принят.
Представители же НПФ и Минздрава проявляют редкое согласие, уверяя, что закон с большей долей вероятности будет принят Госдумой, поскольку его уже одобрило правительство в лице Игоря Шувалова. Правда, для этого к четвергу (3 ноября) в комитет Госдумы должен поступить протокол Комиссии по законотворчеству.