Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Забайкалье пять человек отравились готовыми блинами
Политика
Путин провел встречу с Назарбаевым в Ново-Огарево
Армия
Минобороны сообщило о 37 уничтоженных украинских БПЛА над регионами России
Армия
Российские военные поразили три склада с дронами ВСУ в зоне спецоперации
Общество
На трассе М-4 полностью перекрыли движение в сторону Москвы из-за ДТП
Армия
Экипаж Ка-52М уничтожил живую силу и опорный пункт ВСУ в курском приграничье
Общество
Раису Максимову похоронили на Троекуровском кладбище в Москве
Происшествия
Два человека пострадали при атаке дрона ВСУ на служебный автобус в Горловке
Мир
Президент Южной Кореи пообещал не сдаваться после объявления ему импичмента
Экономика
Путин указал на рост экономики России на фоне беспрецедентных санкций
Мир
Кир Стармер призвал страны G7 усилить давление на Россию
Мир
Президентом Грузии избран Кавелашвили
Происшествия
Трое детей погибли при пожаре в Калужской области
Общество
Путин предложил расширить программу «Время героев»
Армия
Средства ПВО уничтожили шесть дронов ВСУ над Белгородской и Курской областями
Экономика
Правительство утвердило дополнительные надбавки к зарплате на Крайнем Севере
Мир
Италия предоставила гражданство президенту Аргентины Милею
Политика
В ГД собираются внести законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

«Норд-Ост» — больше чем мюзикл

Легендарной постановке исполнилось 10 лет, но она ничуть не устарела
0
«Норд-Ост» — больше чем мюзикл
Сцена из мюзикла «Норд-Ост». Источник: nordost.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

26 октября в Москве пройдут мемориальные мероприятия, посвященные 9-й годовщине теракта на Дубровке. А накануне зрители и артисты, выжившие в те страшные дни, отметили 10-летие премьеры «Норд-Оста» — первого русского стационарного мюзикла.

В этот вечер Театральный центр на Дубровке был полон. Пришли те, для кого «Норд-Ост» стал важной частью жизни — артисты, работники театра, друзья и поклонники мюзикла. Это было похоже на встречу фронтовых товарищей — праздник со слезами на глазах, так много невероятного счастья и горя было пережито вместе. Все эти годы верилось, что «Норд-Ост» будет восстановлен, ведь проекты такого уровня не валяются на дороге.

К памятной дате создатели «Норд-Оста» выпустили на DVD последнюю, передвижную версию мюзикла. И это, увы, означает, что спектакля в таком виде мы больше не увидим.  Перед началом показа Георгий Васильев объяснил: декорации благополучно «сгнили» на складе. То есть стоимость их хранения превысила вероятность, что они когда-нибудь пригодятся. 

Между тем видеоверсия убедительно продемонстрировала, что мюзикл ничуть не устарел. Напротив, только сейчас возможно оценить его по достоинству. Десять лет назад нам просто не с чем было сравнивать: «Норд-Ост» с его бомбардировщиком в натуральную величину выглядел странно и диковинно — как НЛО, приземлившееся на картофельных грядках.

Теперь москвичи уже познакомились и с бродвейскими, и с английскими, и с французскими мюзиклами, да и ежедневными показами их не удивишь. Но после каждой новой премьеры приходилось слышать: «нет, все-таки «Норд-Ост» был лучше». Он, возможно, проигрывал привозным опусам по отдельным компонентам, но брал иным — целостностью и силой воздействия.

Он был русским не только по сюжету (в его основе, кто не помнит, — роман Каверина «Два капитана») и не только по музыкальному строю, где аукались романсы и советские марши. В западных мюзиклах, ведущих свою родословную от развлекательных ревю, русским зрителям, воспитанным на психологическом театре, все-таки не хватает сильной драматической основы. Нам мало эффектного шоу, мы любим сопереживать, плакать и смеяться. «Норд-Ост» давал такую возможность.

Трехчасовое действие было насыщено резкими сюжетными поворотами, сильными чувствами, взлетами и падениями, да и актеры, еще не приученные к мюзикловым стандартам, играли как в драматическом театре. Это особенно заметно теперь, на крупных планах видео: взять хотя бы безмолвную сцену, где вдова капитана Татаринова читает письмо погибшего мужа, я не помню столь пронзительных пауз в драматических спектаклях.

Почему террористы захватили именно «Норд-Ост», теперь остается только гадать: то ли благодаря массированной рекламе, то ли из-за удобного расположения вдали от центра. А может быть, они намеренно выбрали спектакль, который вызывал гордость за свою родину, за отважных людей, победивших в страшной войне?

Как бы то ни было, теперь название мюзикла у большинства вызывает совсем другие чувства: и не только ужаса и горя, но и стыда за политику государства. Неудивительно, что восстановленный спектакль долго не продержался. Люди боялись и не хотели идти в «то самое» здание.

Тогда специально для гастролей была создана передвижная версия мюзикла, еще более яркая и жизнерадостная. Но ее премьера в Питере была сорвана под предлогом аварийного состояния здания, да и в провинции театры один за другим стали отказываться от своих обязательств.

«Норд-Ост» успели показать в Нижнем Новгороде и Тюмени, и по восторженной реакции публики этим гастролям можно было предсказать огромный успех. Но наверху посчитали: спектакль напоминает о том, что нужно как можно скорее забыть. «Норд-Ост» поддерживали на словах, а за спиной вставляли палки в колеса.

В течение последних семи лет находилось немало продюсеров, наших и зарубежных, готовых восстановить мюзикл. Но в коридорах власти им ясно давали понять, что этого делать не нужно. Действительно, мало кому сегодня нужен спектакль, который учит говорить правду.

После «Норд-Оста» чем сейчас занимаются создатели мюзикла. 

Главный «мозг» проекта Георгий Васильев ушел в анимацию: его компания «Аэроплан» совместно со студией «Пилот» выпускала серию «Гора самоцветов», а ныне работает над познавательным мультсериалом «Фиксики».

Ответственный за художественную часть «Норд-Оста» Алексей Иващенко дает концерты, записывает диски, а в прошлом сезоне как продюсер выпустил на Дубровке мюзикл «Обыкновенное чудо».

Коммерческий директор «Норд-Оста» Дмитрий Богачев возглавляет российский филиал голландской компании Stage Entertainment, которая регулярно знакомит москвичей с лучшими зарубежными мюзиклами.

Художник Зиновий Марголин, посадивший на сцену тот самый бомбардировщик, работает в главных театрах страны — Большом, Мариинском и МХТ им. Чехова.

Артистов «Норд-Оста» можно увидеть в любом московском мюзикле. Главные герои — Екатерина Гусева (Катя), Андрей Богданов (Саня) и Олег Кузнецов (Ромашов) — играют в спектаклях Театра им. Моссовета «Иисус Христос суперзвезда» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Юрий Мазихин (Николай Антонович) — в проекте Егора Дружинина «Всюду жизнь» и «Продюсерах» театра «Et Cetera». Второй исполнитель роли Ромашова — Иван Ожогин солирует в Петербурге, в мюзикле Романа Полански «Бал вампиров». Бессменный Кораблев — Петр Маркин совершенно по-новому раскрылся в постановках студии Soundrama. 

В новых московских «Звуках музыки» занята целая команда нордостовцев — Ирина Линдт, Оксана Костецкая, Алексей Бобров, Елена Казаринова, а также юная Маша Иващенко, игравшая когда-то роль маленькой Кати Татариновой.

Многие из «нордостиков», как ласково называли детскую труппу мюзикла, тоже выбрали актерскую профессию. Александра Розовская играет в РАМТе, Алиса Горшкова — в ЦДиРе,  Миша Филиппов — в Театре им. Моссовета, Аня Цуканова и Александр Головин снимаются в кино. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир