Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Главный приз кинофестиваля «2 в 1» достался картине Play

Пятеро чернокожих хулиганов решают обобрать троих шведских школьников. Но просто отобрать телефоны им кажется мало — обычное ограбление они превращают в настоящее представление, игру.
0
Главный приз кинофестиваля «2 в 1» достался картине Play
Гран-при фестиваля - «Play» Рубена Остлунда, источник: КиноПоиск
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве завершился второй кинофестиваль «2 в 1». Девять полнометражных картин в конкурсе, среди которых сразу четыре дебюта — сменив год назад название, фестиваль остался верен принципу "наше сегодня - ваше завтра".

В конкурсе не было премьер - все ленты уже были представлены на крупнейших кинофестивалях. Но большинство из них, кроме разве что «Пожаров» (приз жюри блогеров), и, быть может, Cut Амира Надери, не успели прозвучать достаточно громко. Ориентир на завтра освобождает отборщиков от необходимости следовать за актуальными темами, заставляя работать на опережение. В поле зрения картины и авторы, которые сегодня кажется новаторами, а уже завтра имеют все шансы стать законодателями мод. В этом году курс был взят на арт-стрим — причудливую, иногда противоестественную смесь жанрового и авторского кино.

Яркий пример такой мутации — бразильская лента «Тяжелая работа» Жулианы Рохас и Марко Дутра, которой жюри присудила приз за лучшую историю. На фабульном уровне это производственная картина о трудовых буднях свежеиспеченной хозяйки продуктового магазина. Дела идут трудно, муж лишается работы и ввиду грядущего 50-летия вряд ли может рассчитывать найти новую в ближайшее время. За привычными границами жанра происходят странные вещи, магазин как будто живет своей параллельной жизнью: канализационная труба извергает полугнилой кусок червивого мяса, а утроба вечно сырой стены хранит труп.

На территории триллера играет и режиссер-дебютант Ян Цайбаль, автор блистательной немецкой ленты «Когда-то река была человеком»(приз за лучшее звуковое решение). Снятая почти без слов, эта бессобытийная лента — яркий пример чистого кино, завораживающего своим визуальным совершенством. Европейский турист отправляется в странное путешествие. Гид внезапно умирает, и турист оказывается наедине с самим собой и Африкой. Законы жанра выворачиваются наизнанку — в связи с фильмом Цайбаля можно вспомнить «Джерри» Ван Сента, хотя этот обезжиренный триллер питается скорее духом картин Вернера Херцога, а вниманием зрителя управляют иные, не хичкоковские законы.

Зато во фламандском суперхите «Бычара» Михаэля Роскама жира предостаточно. Триллер о фламандской мафии, промышляющей гормональными препаратами, буквально пропитан запахом парного мяса. Избыточный натурализм фламандской живописи заполняет экран сочными, жирными кровавыми кусками. Главный герой — фермер Джеки в блистательном исполнении Маттиаса Шонаэртса — с детства «сидит» на гормональных препаратах. Внешне полноценный мужчина, в результате детской травмы он не имеет возможности жить нормальной половой жизнью. Смачный гормональный фламандский триллер с расследованием убийства, крадеными покрышками и незаконной торговлей медикаментами набирает трагические обороты, в финале превращаясь в ощутимую на физическом уровне драму Бессилия силы — крови, пота и соевого мяса. Этой картине и актеру Маттиасу Шонаэртсу совершенно заслуженно достался приз «Герои» — как лучшему исполнителю мужской роли.

Обратного эффекта добивается шведский режиссер Рубен Остлунд в картине Play. Остлунд остается верен своему стилю: снимает исключительно общие планы, принципиально не разбивает сцены на монтажные куски, а камера почти всегда неподвижна. Каждая сцена фильма будто бы увидена глазами невидимого наблюдателя.

Пятеро чернокожих хулиганов решают обобрать троих шведских школьников. Но просто отобрать телефоны им кажется мало — обычное ограбление они превращают в настоящее представление, игру. Имитация документальной эстетики доведена Остлундом до совершенства — он умудряется не просто рассказать историю, но сделать это чрезвычайно изощренно и увлекательно, с одной стороны. А с другой — высказаться на взрывоопасную тему этнических взаимоотношений, оставаясь в рамкам собственной эстетики и недосягаемым для критики. И Гран-при фестиваля  — абсолютно справедливый итог.

Из общего качественного конкурса выбивалась разве что бразильская «Америка» с участием Чулпан Хаматовой и Михаила Евланова. Хаматова, не выходя за рамки своего обычного, изрядно пообносившегося амплуа, играет русскую эмигрантку Попову, живущую на берегу океана с мужем-неудачником, приторговывающим поддельными паспортами. Жизнь в этом богом забытом месте застыла в ожидании чуда.

Местные обитатели — неудачники и мелкие аферисты — надеются, что однажды все изменится. Своего чуда ожидает героиня Хаматовой, которое является ей в виде соотечественника Андрея, приехавшего, чтобы начать новую жизнь. Новой не получилось — ни для нее, ни для него. Андрея достали длинные руки русской мафии, и в жизни Хаматовой все осталось как и прежде, минус надежда.

По качеству исполнения эта картина заметно уступает другим работам конкурса. Но красота, как известно, требует жертв: присутствие звезды способно оправдать и не такую поделку.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...