Инвесторы почувствовали вкус к риску и поддержали нефтяные цены
Торговая неделя на российских площадках началась на волне давно невиданного оптимизма. Все растет: фондовые рынки оделись в зеленое, на валютном солирует рубль, сырьевые радуют вновь растущими нефтяными ценами.
Индексы ММВБ и РТС в понедельник обновили октябрьские максимумы. Рубль, который вел себя противоречиво в течение всей прошлой недели, наконец-то определился с направлением — подрос на 1,7% от минимума 20 октября. Всего с начала месяца, которое было для отечественной валюты не самым радостным, рубль прибавил 5,4%. Многие эксперты уверены, что это не предел. Инвесторы настолько устали бояться неопределенности, что ринулись в сырьевые активы. Поэтому у нефти и рубля сохраняются хорошие перспективы.
Традиционно российская национальная валюта считается сырьевой. Движения на нефтяном рынке более-менее точно повторяет и валютный рынок. Правда, в последнее время в эту стройную систему все чаще вмешиваются сторонние факторы, и их влияние оказывается определяющим. Такая картина как раз наблюдалась на протяжении всего сентября и части октября. Нефть находилась примерно на одних и тех же уровнях, если и теряя немного по итогам одного торгового дня, то восполняя в течение следующих двух-трех сессий потерянное. Несмотря на это, рубль валился как подкошенный.
— Сейчас рубль в значительной степени зависит от европейских событий, — говорит аналитик УК «Лайф Капитал. Пробизнесбанк» Роман Марков. — Появились внятные идеи по решению долговых проблем. Евро, соответственно, сильно подрос. Поэтому у инвесторов наладился аппетит к рискам. И капиталы возвращаются обратно на российский рынок. Из-за этого национальная валюта укрепляется. Зависимость от нефти, конечно, никуда не делась, но в последнее время сказывается не так сильно, как раньше. Нефтяная цена поддерживает рубль, но не является определяющей.
По словам Маркова, оптимистическая тенденция заметна не только на валютном рынке и не только на российском. По всему миру инвесторы с новыми силами включились в спекулятивные игры. В результате растут фондовые рынки, а на рынках облигаций, наоборот, активность затихает. Доходность долговых бумаг падает, поскольку инвесторы уходят из безрисковых активов и постепенно перекладываются в более рискованные. Например, в нефтяные фьючерсы (разгоняя цены на сырье) или в валюты (положительно влияя на курс евро и рубля).
В целом для рубля, похоже, настал благополучный период. Европа рекапитализирует банки, что на время поддержит ее валюту против доллара. Кроме того, США ожидают (и, вероятно, небезосновательно) третьей волны количественного смягчения. Накануне Bank of America предупредил, что рейтинговые агентства Moody’s и Fitch уже встали в боевую стойку и готовы последовать примеру смелого S&P в снижении рейтингов США. Если они это сделают, то у властей страны просто не останется другого выхода, как включить печатный станок. Это вопрос нескольких дней или месяцев. Таким образом доллар будет дешеветь и дальше. Это означает рост цен на нефть и, соответственно, укрепление рубля.
Эксперты подтверждают, что нефтяные цены встали в долгосрочный растущий тренд. По мнению главного экономиста УК «Финам» Александра Осина, текущий коридор цен (чуть более $100 за баррель) устраивает всех участников рынка, поэтому снижаться цены не будут в любом случае.
— Центробанки развитых стран эмитировали большой объем ликвидности с целью снижения своих рисков по бюджету, — объясняет Осин. — И в этих условиях страны ОПЕК стараются не продавать сырье совсем уж даром. Но, с другой стороны, на днях их представители заявляли, что тоже являются участниками антикризисного процесса и не хотят галопирующего роста цен на нефть. Эти два фактора уравновешивают друг друга и создают хороший баланс на сырьевом рынке.
По словам экономиста, краткосрочное падение котировок нефтяных фьючерсов было связано с вступлением в силу некоторых административных барьеров. В начале октября заработал запрет для частных инвесторов и корпораций на внебиржевые операции на рынке деривативов. Как считает Осин, летом и в сентябре инвесторы выводили деньги из этих внебиржевых фондов, но не спешили перекладывать их в сырье и акции из-за неопределенности на фондовых рынках. Сейчас же ситуация определила, и кэш снова пошел в нефть. Таким образом установилась ценовая ситуация, которая устраивает всех. Как говорит аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков, $100 за баррель позволяют производителям инвестировать в месторождения, а потребителям поддерживать экономический рост.
Как считает Александр Осин, нефть будет дорожать и дальше — на 0,5-1,5% (то есть по $1) в месяц. При условии достаточно жесткого регулирования рынка, которое заметно действует уже сейчас, такой рост не будет спекулятивным и не создаст пузыря. Таким образом, по прогнозу Осина, в 2012 году нефть может снова стоить $125 за баррель. Российский бюджет, сверстанный на три года с учетом минимума в $100, вполне может быть профицитным, так как бездефицитность будет достигнута при $117,2 за баррель. На этом фоне рубль будет чувствовать себя весьма уверенно.
С этой точкой зрения не согласен Виктор Марков. Он считает, что нефтяные цены будут складываться прежде всего под влиянием ливийского и иракского факторов. Ливийская нефть вскоре снова начнет поступать на рынки, что должно снизить цены. Другим понижающим фактором будет развитие иракских месторождений нефти, в которые после вывода американских войск вложат не менее $100 млрд крупнейшие нефтяные компании ExxonMobil, BP и ENI. Предполагается, что Ирак будет добывать 11 млн баррелей в сутки, а это больше чем добывает сейчас Россия. Соответственно, цены не будут расти такими темпами, какими росли в 2010 — начале 2011 года. Что скажется на российской валюте, укрепление которой окажется под вопросом.