Франция и Германия не поделили европейскую «кассу взаимопомощи»
Европа вступила в новую фазу долговой драмы. Теперь акцент со спасения слабейших стран, в оживление которых уже не верят, сместился в сторону обеспечения выживания сильнейших. План финансового урегулирования в Европе снова под угрозой из-за разногласий между лидерами Франции и Германии.
Французский президент Николя Саркози, едва взглянув на новорожденную дочь, умчался в Берлин, чтобы в четверг с новыми силами влиться в трудную дискуссию с канцлером Германии Ангелой Меркель об увеличении Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Саркози настаивает на том, чтобы «касса взаимопомощи» подросла до €1–2 трлн (сейчас в фонде находится €440 млрд) и стала банком, но против этого категорически выступает Меркель. Она вполне справедливо замечает, что дополнительная финансовая нагрузка немецкой экономике, которая на данный момент является самой стабильной в Европе, совершенно ни к чему. А увеличение EFSF неминуемо повлечет за собой и рост обязательств Германии, которая обеспечивает фонд почти на 30%.
Но дело не только в этом. Канцлер Германии пошла на принцип. Предложение Саркози докапитализировать банки при помощи средств фонда ее совершенно не устраивает, поскольку речь идет в первую очередь именно о французских банках, у которых в активах оказалось слишком много греческих и итальянских долговых бумаг. Кстати, в этой борьбе Ангелу Меркель поддержал и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
— Оппоненты Саркози считают, что сначала банки должны попытаться решить свои проблемы сами, — говорит аналитик банка «Траст» Алексей Тодоров. — Если не получится, то нужно спасать банки за счет национального бюджета. И только в последнюю очередь рассматривать вопрос об использовании средств фонда. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), на докапитализацию французских банков может понадобиться €100–200 млрд евро. Но это в лучшем случае, если не ухудшится ситуация в Италии.
По словам начальника аналитического отдела «ТКБ Капитал» Марии Кальварской, крупные кредитные организации пока в принципе не нуждаются в каком-либо спасении. Но понять озабоченность Саркози можно: ситуация в слабых странах все ухудшается, и, случись что, крупные игроки банковской системы должны встретить беду во всеоружии.
— Результаты стресс-тестов европейских банков показали, что основные риски как раз приходятся на небольшие банки в слабых странах, — говорит она. — Пока о падении банков Франции никто не говорит. Но если у них будут столь глубокие проблемы, то и германским не устоять.
С этой точкой зрения согласен и ведущий аналитик УК «АГАНА» Александр Алексеев. Он полагает, что, несмотря на очевидность позиции Германии, власти могут ее и пересмотреть, причем в ближайшее время.
— Если проблемы не будут решены, серьезные последствия докатятся и до промышленно развитой Германии, — уверен Алексеев. — Думаю, Германия все же пойдет на компромисс. Но только тогда, когда станет ясно, что Франция собственными силами и силами частных инвесторов не справится.
Пока крупнейшие игроки разбираются со своими личными интересами, в Греции, с которой и началась история долгового кризиса в еврозоне, снова начались беспорядки. Люди вышли на улицы, чтобы выразить свое возмущение новым законом о бюджетном сокращении. Власти же в лице министра финансов Эвангелоса Венизелоса объявили «стрелочниками» Меркель и Саркози, которые опять затягивают переговоры и откладывают конкретные действия по спасению Европы на неопределенный срок. Кстати, достичь соглашения Франция и Германия должны до 23 октября, когда состоится саммит ЕС.
Однако нельзя винить евровласти в том, что они совсем забыли о слабых странах, запутавшись в собственных проблемах. В четверг еврокомиссар Мишель Барнье предложил ограничить влияние рейтинговых агентств. По его мысли, Европейская комиссия по финансовым рынкам (ESMA) должна иметь право запрещать агентствам публиковать результаты пересмотра рейтингов стран, получающих помощь от Еврокомиссии, Европейского центробанка и МВФ. Барнье подчеркнул, что эти результаты могут быть обнародованы «не вовремя» и привести к негативным социальным и экономическим последствиям.
— Рейтинговые агентства — это не государственные структуры. Они могут спокойно игнорировать какие-либо запреты и разрешения чиновников, — говорит Александр Алексеев. — То же самое относится и к СМИ, которые публикуют их решения. К тому же запрет на пересмотр рейтингов никак не улучшит ситуацию в экономиках проблемных стран или банков.
Более того, считает Алексеев, такой запрет лишь увеличит напряженность, поскольку инвесторы не будут получать объективных рыночных оценок.