Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Палестина египтянам как неродная

Юрий Мацарский из Каира, где недоверие к Израилю не означает сочувствия палестинцам
0
Палестина египтянам как неродная
Фото: REUTERS
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На территории Египта состоялся едва ли не самый крупный обмен пленными между Израилем и Палестиной за все десятилетия арабо-израильской войны. Капрала Гилада Шалита, захваченного боевиками «Хамаса» летом 2006 года, обменяли на 1027 палестинцев, содержавшихся в израильских тюрьмах.

Как встретили новость жители Каира?

Вечерами на площади Тахрир – той самой, где минувшей зимой развернулись главные события египетской революции – идет бойкая торговля флагами арабских государств. Для вернувшихся в страну после установления относительной стабильности туристов, такие флаги – один из самых желанных сувениров.

Собственно египетский, сирийский, ливийский и йеменский государственные символы расходятся быстро. Отличную рекламу им сделали теленовости последнего года, благодаря которым даже самый нелюбознательный турист выучил географию ближневосточных волнений.

Куда хуже продаются флаги Палестинской автономии. Новости оттуда также поступают регулярно, по покупатель на трехцветные полотнища находится с трудом. Продавцы
сувениров надеялись, что спрос на залежавшиеся полотнища подтолкнет освобождение Шалита, которое для многих в арабском мире стало свидетельством собственной мощи.  Но не поспособствовало. И если отказ туристов от покупки палестинских флагов египтяне еще могут объяснить воздействием на иностранцев «сионистской пропаганды», то оправдать нежелание местных жителей хотя бы покупкой полотнища поддержать соседей-единоверцев оказывается задачей не в пример более сложной.

— Не все так просто в отношениях Египта с обоими нашими соседями — как с Израилем, так и с Палестиной, — по-восточному дипломатично заметил «Известиям» каирский водитель Мехди. — Египтян учат ненавидеть Израиль, а с недоверием относиться к Палестине мы учимся сами.

В египетских школах детям с начальных классов рассказывают о том, что Израиль — это главный потенциальный враг. Потеря Синайского полуострова в ходе шестидневной войны преподносится как наитрагичнейший эпизод национальной истории. Его возвращение в 1982 году — как главное египетское завоевание.

— Нас учили, что жадные и трусливые израильтяне испугались возросшей мощи Египта и по-хорошему отдали Синай. А мы взамен великодушно отказались от броска до Тель-Авива, — разъяснил «Известиям» особенности национальной системы образования Абдолла, работник музейного комплекса в Гизе. — Но сюда раньше приезжало много туристов из Израиля. В большинстве своем они милые добрые люди. Часто очень богатые и щедрые. Вот только с Синаем они зря тогда нас обидели.

После январской революции и особенно после обстрела израильскими военными египетских пограничников отношения между двумя странами усложнились. В Каире сожгли израильское посольство, в Израиле прекратилась продажа туров в Египет. Но правило «враг моего врага — мой друг» в этот раз не сработало. Отношение к палестинцам — и так далеко не самое теплое — у египтян не улучшилось.

— Я все время вожу иностранцев, часто ездят и палестинцы. Они самые сложные клиенты, — жалуется водитель. — Они с ходу начинают торговаться, требуя скидку только за то, что они — ущемляемое меньшинство. Но я скидок не делаю. Может, он в Египет приехал новый подкоп для доставки оружия делать, а я ему на пару гранат сэкономлю.

Не добавляют любви к соседям и государственные дотации Палестинской автономии. Многие в Египте считают, что на родине, где экономика далеко не в лучшей форме, а по улицам шатаются миллионы безработных, деньги сейчас нужнее.

— Брать — это они умеют. Война же все время денег требует. Я не защищаю Израиль, я мусульманин, а сейчас главный наш враг — сионизм, — шепотом объясняет молодой, но уже успешный предприниматель Яссир Шараф, небольшая фирма которого занимается обслуживанием строительной техники. — Но некоторые бизнесмены из тех, кого я немного знал, перебрались в последние годы в Израиль. А это билет в один конец. Египтянин, побывавший в Израиле, дома тут же оказывается в тюрьме.

Публичные люди открыто не критикуют Палестину. Но их недомолвки говорят сами за себя.

— Сколько Израиль отпускает палестинцев в обмен только на одного солдата? Тысячу? Тысячу сто? — уходит от прямого ответа на вопрос об отношении к соседям телеведущая Хала Фахми. — Делайте выводы о великодушии и отношении к человеку сами. И только потом идите искать тех, кто будет отмечать этот обмен как праздник. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир