Лубенников в свободном полете


С художниками-монументалистами ситуация складывается почти парадоксальная: их работы у всех на виду, сами же они мало кому известны. Исключения из этого правила редки, но все же встречаются. Иван Лубенников не только принадлежит к числу весьма востребованных монументалистов (а это особая когорта, если учесть существенное снижение уровня госзаказа по сравнению с советскими временами) – он еще и прославленный станковист, много лет активно работающий маслом на холсте.
В этой второй своей ипостаси он знаком публике не хуже, чем в первой. Его натюрморты, пейзажи, женские портреты и «обнаженки» моментально опознаются по характерной авторской манере, в которой сочетаются ирония и философичность. Помянуть хотя бы известный лубенниковский натюрморт под названием «Цена свободы»: в пределах одной композиции соединились две рыбы – комфортно плавающая в аквариуме и засушенная, подвешенная на веревке. Аллегория, актуальная в любые времена.
Название этого натюрморта Лубенников присвоил и своей юбилейной выставке в ЦДХ (в мае Ивану Леонидовичу исполнилось 60). Под «ценой свободы» он подразумевает необходимость постоянно доказывать творческую состоятельность, чтобы иметь право называться художником. Подтверждением этого права в экспозиции выступают живописные произведения разных лет. Хотя до статуса полномасштабной ретроспективы выставка по понятной причине не добирает: работы Ивана Лубенникова раскиданы по множеству частных и музейных коллекций в России и за рубежом, но все-таки наличие трех десятков больших холстов автор гарантирует. А еще он намерен приподнять завесу над монументальной «кухней», для чего использует в проекте фото- и видеоматериалы.
Работать в архитектуре юбиляр начал давно: его дебютом в качестве художника-монументалиста была роспись клуба Трехгорной мануфактуры, сделанная в 1982 году. Затем последовали архитектурное и интерьерное решение музея Маяковского, дизайн советского отдела музея в Освенциме, оформление экстерьера здания Театра на Таганке, декорирование железнодорожного вокзала в Звенигороде и других масштабных объектов. Не все из этих работ сохранились в первоначальном виде, так что визуальные хроники прошлого важны теперь не только как свидетельства творческого процесса, но и как документы, фиксирующие авторские замыслы в их оригинальной «редакции».
Гораздо лучше с сохранностью художественных объектов обстоит дело в метрополитене. На «подземном» поприще Лубенников очень заметен в последние годы: на его счету декор трех станций московского метро – «Славянский бульвар», «Сретенский бульвар» и вестибюля «Маяковской», а также оформление новой станции «Мадлен» в Париже. Если французскую работу художника имеют возможность оценить далеко не все наши соотечественники, то проекты для московской подземки у многих из нас на виду. И вряд ли кому-то придет в голову упрекнуть Лубенникова в однообразии: каждая станция сделана наособицу.
Казалось бы, солидный человек – народный художник, член-корреспондент академии, профессор Суриковского института, – а ведь бывает не чужд экстравагантных жанров вроде перформанса. Вот и на юбилейной выставке обещано шоу с участием живой модели. Однако главным для себя действом Лубенников считает презентацию недавно выпущенного двухтомника, где наряду с иллюстрациями и искусствоведческими текстами опубликована его авторская проза. Еще один, очередной эксперимент.
Они для Лубенникова всегда много значили, хотя к безоглядным новациям он относится с осторожностью. В одном из своих уже давних интервью он говорил: «Если рассматривать искусство как череду рационализаторских предложений и изобретений, то тогда художники-изобретатели правы и все дело в новизне приемов и необычных материалов. Но мне в принципе чужда сиюминутность. Для меня традиционные материалы – самые надежные. Искушение сделать что-то необычное, конечно, есть. Но я вышел из того возраста, когда хочется кого-то удивлять». Тем не менее, удивлять он не перестает.
Иван Лубенников «Цена свободы»
21 – 30 октября, ЦДХ, Крымский вал, 10, тел.: (499) 238 96 34. Вторник – воскресенье с 11.00 до 21.00.