Задача — создать достаточно приемлемую и непротиворечивую публичную версию принятых решений
- Мнения
- Политика
- Задача — создать достаточно приемлемую и непротиворечивую публичную версию принятых решений

Опытный человек, чей хлеб — интерпретировать и разъяснять выступления руководящих лиц, безусловно, найдет в интервью В.В. Путина начальникам трех телеканалов самые разные темы и сюжеты, могущие представлять интерес. Вечнозеленая тема ВТО. Рассуждения об одиночестве политика. Ответ тем, кто склонен предостерегать Россию о китайской угрозе — с предложением, чтобы предостерегающие сами для начала разобрались в своих непростых отношениях со Срединным Царством, а Россия лучше на это со стороны посмотрит. Замечание о том, на сколь разнообразных постах доводилось работать нынешнему гендиректору НТВ В.М. Кулистикову, причем на какой бы пост партия и правительство ни направляли Владимира Михайловича, везде его отличало чувство высокой ответственности за порученное дело. Объяснения того, почему скоропалительная расправа с подчиненными есть признак не силы, а слабости руководителя. И так далее и тому подобное.
При этом, однако, даже и не надо быть особо опытным человеком, чтобы понимать, что беседа была затеяна и одновременно пущена в эфир разом по трем каналом не для того, чтобы просто поговорить на самые различные темы (хотя съезжание к такому жанру, конечно, имело место), а по вполне очевидной надобности. Оглашенное 24 сентября на съезде «Единой России» намерение Д.А. Медведева не баллотироваться на второй президентский срок и вместо этого пойти в премьеры вкупе с намерением премьера В.В. Путина, напротив, снова пойти поработать президентом не вызвало в широкой общественности ни особого протеста, ни особой радости — скорее вообще ничего не вызвало. Отчего получилось ощущение какой-то недосказанности и желание как-то изъясниться. Каковые попытки мы с тех пор и наблюдаем.
Сперва в том же жанре беседы с тремя метровыми теленачальниками выступил Д.А. Медведев. Затем он продолжил изъяснения, беседуя на последних выходных со своими приверженцами в студии «Цифровой Октябрь», после чего к делу подключился и В.В. Путин. Задача всех этих послесъездовских выступлений и бесед заключалась в том, чтобы создать достаточно приемлемую и непротиворечивую публичную версию принятых решений. Версию не для печати изобретать было не надо, она и так довольно очевидна. Любой взрослый человек с некоторым жизненным опытом знает, что бывают всякие ситуации и всякие в них кадровые решения, причем далеко не про всякие хочется рассказывать. Идеально прозрачной кадровой политики практически никогда не бывает, обыкновенно всегда составляются более или менее правдоподобные формулировки по принципу «Кто хочет, тот поверит, а кому надо, тот поймет». Необходимость же взаимоувязанной официальной версии показалась официальным лицам очевидной. Хотя бы для того, чтобы согласно ее придерживаться, не впадая на публике в противоречия.
Д.А. Медведеву, который начал выступления на эту тему, было проще. Не всегда легко уступать место, зато гораздо легче объяснять, почему так было сделано, ибо мотивы называются тут самые великодушные. «Идущий за мною сильнее меня», «Общее дело важнее частных амбиций», «Сочтемся славою, ведь мы свои же люди, пускай нам общим памятником будет построенный в боях капитализм» etc. Всем приятно смотреть на смелое развитие самокритики.
Задача, стоявшая перед В.В. Путиным, была сложнее, поскольку он не уступал высший пост, а, напротив, его приобретал. Одно дело, когда «Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг», и другое дело, когда друг всегда приобресть готов. Но поскольку не бывает невозможных задач, была предложена та убедительная версия, что за годы президентства у Д.А. Медведева появилось большое количество конкретных планов и разработок, нуждающихся в конкретном же оперативном воплощении, для чего идеальным является как раз премьерский пост, суть которого в ежедневном оперативном управлении. Как при сходных обстоятельствах говорил Е.К. Лигачев, «чертовски хочется поработать».
Не любо — не слушай, а рассказывать не мешай, тем более что никто, собственно, и не мешает. Понимание сложившейся кадровой ситуации и так было вполне однозначным и массовым — не бином Ньютона. А если вполне очевидные вещи, которые не для печати, руководство пожелало дополнить правдоподобными рассуждениями для печати, это только делает ему честь. Не всюду так заботятся об аудитории.