Дольщики выбирают банкротство


Сразу после того как «СУ-155» удалось в начале октября заключить мировое соглашение с правительством Москвы, которое пыталось разорвать инвестиционный контракт по застройке микрорайона Котловка, у компании объявились новые кредиторы. Обанкротить компанию в московском арбитраже сейчас пытается Дмитрий Киселев — один из дольщиков «СУ-155».
Иск зарегистрирован 7 октября. Самого Дмитрия Киселева разыскать не удалось, в «СУ-155» оперативно прокомментировать иск не смогли. Однако это не первый случай, когда физическое лицо пытается обанкротить строительную компанию. Согласно базе данных Московского арбитража, в разное время компанию пытались обанкротить пять человек. Координатор инициативной группы дольщиков «СУ-155» Игорь Елисеев не припоминает Дмитрия Киселева, но объясняет, что все иски к компании от физических лиц проходят по одной схеме. Речь идет о возврате средств по векселю на получение квартиры, подписанному несколько лет назад. Сначала жертвы долгостроя обращаются в Черемушкинский районный суд. Если в случае вынесения положительного решения компания не спешит возвращать деньги, дольщик обращается в арбитраж с иском о банкротстве. В этом случае компания предпочитает рассчитаться с истцом еще до начала рассмотрения дела по существу. Сейчас в Черемушкинский райсуд подано около 40 исков к компании.
Из-за какого конкретно объекта к «СУ-155» подан новый иск, в материалах суда не говорится, но главный недострой компании — столичный микрорайон «Новая Трехгорка». Срок сдачи 500 тыс. кв. м жилья постоянно переносится с 2007 года. Другой проблемный объект «СУ-155» — микрорайон «Балашиха-парк», сроки сдачи домов здесь переносятся с 2005 года.
Как следует из картотеки Арбитражного суда, пять прежних исков от физических лиц к компании уже урегулированы. Все иски были поданы к «СУ-155» в начале этого года. Игорь Елисеев объясняет, что у дольщиков появилась возможность вместе с затраченными средствами получить деньги за неисполнение обязательств. Например, если средние затраты на квартиру в «Новой Трехгорке» Одинцовского района составляли 3 млн рублей, то взыскать можно было около 4,3 млн рублей.
Создатель социальной сети «Однодольщики» Игорь Гульев считает, что вкладчикам «СУ-155» в каком-то роде повезло: всего сейчас в России рассматривается около 600 исков о банкротстве компаний, имеющих проблемы с дольщиками. Большинство из них — пустышки без каких-либо активов, в то время как «СУ-155» платит.
Не так давно в силу вступили поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)»: теперь дольщики могут банкротить застройщиков, не разрывая заключенного договора, а обещанная квартира является полноправным требованием по кредиту. Игорь Гульев считает, что это привело к росту числа однотипных дел в арбитражных судах, но по сути не решило проблемы. «После определения о банкротстве компании у дольщиков есть три пути: найти нового инвестора, что практически невозможно, продать объект с аукциона, что невыгодно, или объединиться в строительный кооператив и закончить стройку самостоятельно, что дорого», — рассуждает Гульев.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн вспоминает, что проблемы с дольщиками, помимо «СУ-155», были лишь у двух крупных девелоперов — «ПИК» и «Миракс-групп, притом первой уже удалось закончить все свои объекты.