Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Госдума рассмотрит законопроект о маркировке видеоигр в мае
Мир
Пашинян заявил о ненадобности гарантий третьих сил по соглашению Еревана с Баку
Мир
Эрдоган назвал уличным террором протесты из-за задержания мэра Стамбула
Мир
США согласились на исключение из санкций для Венгрии по оплате газа из России
Мир
Вершинин обсудил с послом Турции доступ сельхозпродукции РФ на мировые рынки
Мир
Госдеп заявил о намерении США добиться прекращения Ираном экспорта нефти
Мир
Мэр Стамбула Имамоглу отверг выдвинутые против него обвинения в коррупции
Мир
Власти Армении намерены провести референдум по принятию новой конституции в 2027 году
Мир
Трамп пообещал выплатить застрявшим на МКС астронавтам сверхурочные
Мир
Ковентри выступила против недопуска стран на Олимпиаду из-за конфликтов
Мир
Трамп заявил о появлении контуров соглашения по Украине после контактов с Путиным
Мир
В ЮНЕСКО назвали таяние ледников угрозой для 2 млрд человек
Мир
Шойгу сообщил Ким Чен Ыну о внимании Путина ко всем договоренностям с КНДР
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
Постпред РФ в Вене обсудил с главой МАГАТЭ ядерную безопасность на Украине
Спорт
Овечкин поддержал идею лидеров РФ и США провести матч между игроками КХЛ и НХЛ
Мир
Келлог назвал Киев инициатором телефонного разговора Трампа и Зеленского

«Никогда не буду снимать театр — он и так вокруг нас»

Фотограф Йозеф Коуделка о пражском вторжении, бессмысленности слов и времени, когда жизнь перестает быть театром
0
«Никогда не буду снимать театр — он и так вокруг нас»
фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Центре фотографии им. Братьев Люмьер открылась выставка «Вторжение 68 Прага». Свое авторство Йозеф Коуделка во избежание преследований скрывал 16 лет, подписываясь просто «PP» — «пражский фотограф». С тех пор живой классик фоторепортажа что только не снимал, но в Москву привез именно «Вторжение». Почему — фотограф рассказал «Известиям».

— Какую реакцию вы ожидаете от московского зрителя?

— У меня есть правило — я никогда ничего не ожидаю, а если и ожидаю — то всегда худшее. Но если бы я позволил себе загадать желание, оно было бы таким: чтобы люди, пришедшие на выставку, особенно молодые, осознали — здесь нет никакой ненависти к русским. Чтобы они поняли то же, что и я, когда впервые увидел русских солдат, — эти ребята не виноваты и не они в ответе за происходящее. Они не хотят быть здесь. У меня были приятели среди солдат, и мне хотелось позвать их выпить пива. Но я понимал, и они понимали, что солдат есть солдат и если придет командир и скажет: «Ты будешь стрелять или тебя не будет!», он выполнит приказ. Мне хотелось бы, чтобы молодые люди узнали себя в этих солдатах и сделали все, чтобы ни в какой стране никто не был бы вынужден их не любить. Я помню, во время вторжения для меня ужас состоял в том, что я сам в любой день мог оказаться в положении этих солдат. Я жил в той же системе — меня могли разбудить утром, дать автомат, посадить в танк и послать, например, в Варшаву. Или ты стреляешь, или в тебя стреляют.

— Поэтому через год вы эмигрировали?

— Нет. Я уехал потому, что понимал — если только захотят, меня найдут, хотя мои фотографии и публиковались как анонимные. К тому же «Голос Америки» передал, что «пражский фотограф» получил премию Роберта Каппы. Люди стали меня спрашивать: «А это часом не ты?» — вторжение-то мало кто фотографировал. И я уехал. Потому, что боялся.

— А ваш коллега Ян Берри говорил, что вы были «абсолютным маньяком» — залезали на танки и снимали оттуда.

— Эта чрезвычайная ситуация вытащила из меня нечто, чего во мне на самом деле нет. Отважный человек — тот, который знает, что делает. Для меня это те семь русских людей, что, протестуя, вышли на Красную площадь. Хотя они и знали: с Красной площади одна дорога — в тюрьму.

Вы были театральным фотографом. Когда вы снимали пражские события, у вас было ощущение, что вы в театре?

— Знаете, как-то в эмиграции я встретил чешского режиссера, чьи спектакли снимал в Праге. Он меня попросил снова снимать его постановки. Я сказал ему: «В вашем театре я научился смотреть на театр, как на жизнь. А теперь я смотрю на жизнь, как на театр». Я уже никогда не буду снимать театр — он и так вокруг нас. Но иногда жизнь перестает быть театром. Это происходит, когда главной вещью становится правда. То, что происходило в Праге в августе 1968-го, — это, конечно, был спектакль. Но одновременно это был один из редких моментов истины, когда общество забывает носить маску. В тот момент визуально это театр, но по своей сути — нет. И это главное.

— Ваш звездный час совпал с драматическими события в Праге. Как вы думаете, если бы не было вторжения, как сложилась бы ваша судьба?

— Не знаю, трудно сказать. У меня есть еще один принцип — по возможности управлять своей жизнью. И когда происходит то, чего вы не хотели, принять это и сделать нечто позитивное. Есть одна вещь, которой можно научиться у фотографии, — из негатива всегда делается позитив. Знаете, эмиграция — это тяжело. Все нужно начинать сначала. Но с другой стороны, это огромный шанс — будто дом сгорел, и вы решили его строить снова, только иначе. Я сделал книгу фотографий «Изгнание». Там, в предисловии, написанном Чеславом Милошем, сказано: «Изгнание убивает. Но если оно вас не убивает, то делает сильнее».

— Чему нельзя научить в фотографии?

— Иметь глаза — с ними надо родиться. Я, например, верю только своим глазам — они у меня от рождения хорошие. Я вырос в системе, где слова были не важны. Поэтому я не особо слушаю людей — они могут сказать все что угодно.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир