Россияне останутся дома до Нового года

Ноябрьские праздники — традиционно горячее время для турфирм. Хотя спрос в это время меньше, чем на Новый год или майские праздники, по оценкам экспертов, в ноябре в отпуск за границу выезжает около 1 млн россиян.
— В прошлом году туристический поток в ноябре увеличился достаточно сильно по отношению к 2009 году, рост составил около 30%, несмотря на сложную ситуацию в туризме и банкротство крупного туроператора Capital Tour, — рассказывает руководитель проекта «Путешествия@Mail.ru» Глеб Кащеев.
Обычно туристы в это время ездят в жаркие страны — Египет, Израиль, Таиланд, Индию и Дубаи. Также спросом пользуются экскурсионные туры в Европу.
Ключевым направлением, куда выезжали россияне в ноябре 2010 года, был Египет. Всего авиакомпании перевезли за рубеж в ноябре около 1,6 млн россиян, из них туристическая виза была у 900 тыс. человек.
В этом году традиционного сезонного пика не случится, турфирмы, наоборот, фиксируют снижение спроса.
— У нас очень вяло бронируются ноябрьские праздники. Это относится ко всем направлениям. Падения по сравнению с прошлым годом составляет 20–30%, — рассказывает директор по продвижению УК сети агентств «Горячие туры» Анна Вацовская.
В компании KMP-Group отмечают, что проблемы возникают только с отдельными странами.
— Франция и Германия хорошо идут, а к Великобритании в этом году нет большого интереса, — рассказывает руководитель отдела выездного туризма компании Екатерина Ефимова.
По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), в целом по рынку падение спроса составляет 18%. Главная причина — россиян пугает вторая волна кризиса.
— Из-за нестабильного курса валюты и разговоров о новом витке экономического кризиса россияне принимают решение не ехать в отпуск в этом году, — объясняет исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
У нестабильного курса есть и еще одно неприятное последствие — рост цен.
С начала осени доллар подорожал почти на 4 рубля (1 сентября в обменниках давали 28,9 рубля за доллар, 6 октября — уже 32,6 рубля), евро — почти на 2 рубля (с 41,8 рубля до 43,5 рубля). Турфирмы размещают на своих сайтах прайс-листы с ценами либо в долларах, либо в евро. При оплате стоимость тура пересчитывается в рублях по текущему курсу европейской или американской валюты, а часто и по внутреннему курсу турагентства, который еще выше. Происходит это потому, что самим туроператорам приходится рассчитываться с зарубежными партнерами в валюте. Поэтому, хотя выставленные в евро и долларах цены не меняются, фактическая стоимость тура увеличивается.
У турфирм есть еще несколько объяснений вялого спроса. Туристы ждут «горячих» туров, к которым успели привыкнуть за лето. Из-за конкурентных войн туроператоров было очень много предложений «последней минуты» с выгодными ценами. В Европу можно было ухать не неделю даже за €200. Осенью туроператоры таких цен не обещают.
— Конечно, «горячие туры» будут, особенно в безвизовые страны, но такого богатого выбора ждать не стоит, — комментирует Майя Ломидзе.
Решение не отдыхать туристы могли принять еще и из-за последних громких событий, подпортивших имидж туроператоров.
— Вся эта громкая история с «Алма Тур» — компанией, которая не могла вывезти своих туристов из Болгарии на протяжении всего сентября, — конечно, отпугнула многих, — рассуждает Анна Вацовская.
Геополитическая обстановка также не способствует путешествиям. Ситуация в Египте до сих пор не стабилизировалась. Хотя в августе турпоток впервые вырос после беспорядков (на 23% по сравнению с августом прошлого года), говорить о восстановлении направления рано.
Сейчас наибольшим спросом пользуются экскурсионные туры в Европу.
— Туроператоры отмечают в ноябре 2011 года повышенный рост интереса россиян к Чехии и Франции, — рассказывает Глеб Кащеев.
По опросам проекта «Путешествия@Mail.ru», около 32% посетителей проекта не отдыхали этим летом ни на российских, ни на зарубежных курортах. Этот показатель почти вдвое выше, чем в 2010 году. Не ждут ничего хорошего турфирмы и от новогодних праздников — массовых заказов путевок пока не наблюдается.