Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Польза красоты и красота полезности

Знаменитые конструктивисты Татлин и Родченко стали соседями по выставочным проектам в Третьяковской галерее
0
Польза красоты и красота полезности
фото: Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Ни к новому, ни к старому, а к нужному» — этот девиз, выдвинутый некогда Владимиром Татлиным в обоснование идей конструктивизма, можно поставить эпиграфом к обеим нынешним экспозициям. Так уж вышло, что они совпали по времени открытия, хотя делались автономно друг от друга.

Оммаж к 125-летию Татлина вообще-то планировался на минувший февраль, но по техническим причинам сдвинулся на осень. А реконструкция легендарного интерьера «Рабочий клуб», созданного Александром Родченко в 1925 году для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, и вовсе стала частью постоянной музейной экспозиции, а не временной выставкой. Однако соседство двух проектов выглядит уместным и естественным.     

То «нужное», к которому звал упомянутый лозунг, подразумевало практическую пользу объектов, но не стоит думать, будто адепты направления отказывали себе в творческих амбициях. И Татлин, и Родченко стремились быть демиургами, формирующими не только «новый быт», но и «новое мироощущение». Поначалу этот вектор не противоречил романтике большевизма, так что конструктивисты работали с подъемом и вдохновением.

Родченковский «Рабочий клуб» — проект культурного учреждения для широких пролетарских масс — воспринимается сегодня как триумф и кульминация тогдашнего передового дизайна, хотя автор, конечно, полагал, что находится лишь в начале долгого пути. Элементы придуманного им интерьера легко поддавались трансформации, сочетали рациональность с эффектностью. Ничто здесь не напоминает об обстановке классического советского Дома культуры, что неудивительно: наработки конструктивистов в СССР были напрочь отринуты и послужили развитию дизайна на Западе.

Польза красоты и красота полезности

Оригинальная версия «Рабочего клуба» не сохранилась, но фрагменты проектной документации и фотоархивы позволяли ее воссоздать, что и проделали немецкие специалисты три года назад, готовясь к выставке «От плоскости к пространству» в Баден-Бадене. Оттуда реконструкция и переехала в Третьяковку, заняв почетное место в залах искусства ХХ века.

В качестве бонуса здесь же демонстрируются авторские фотографии Родченко 1920-х годов из собрания фонда SEPHEROT (Лихтенштейн). А всего в нескольких шагах отсюда располагаются реконструкции знаменитых контррельефов Владимира Татлина. Подлинные объекты из стали и дерева тоже давным-давно утрачены (как, впрочем, и многие другие экспериментальные произведения художника), посему нашим современникам приходится довольствоваться позднейшими повторами.

Что скрывать: на выставке под названием «Бесконечная Татлин чаша великого» из шестидесяти экспонатов около четверти — новодельные. Скажем, предметы мебели, образцы посуды, модели повседневной одежды, равно как и театральные костюмы к татлинской постановке по сверхповести «Зангези» Велимира Хлебникова, реконструированы пензенским коллективом «Культура материала» под руководством архитектора Дмитрия Димакова. Зато живопись и графика — самые настоящие.

Экспозиция собрана из нескольких источников: кроме Третьяковки здесь представлены собрания РГАЛИ и Бахрушинского музея, а также частные коллекции. Сказать, что изобразительное наследие Татлина демонстрируется здесь с максимальной полнотой, было бы опрометчиво, однако, что называется, умному достаточно. Натюрморты, пейзажи, ню, эскизы сценографии из раннего периода творчества дают понять, насколько пластически одаренным человеком был Татлин. Его последующее обращение к проектам вроде «Памятник III Интернационалу» или к работе над «Летатлиным» — это следствие идейной эволюции, а отнюдь не слабости как живописца и графика.     

Замысловатое название этой выставки поддается дешифровке, если обратиться к изначальной фразе искусствоведа Николая Пунина, большого поклонника творчества юбиляра. Когда Пунину рассказали о некоем молодом художнике, будто бы постигшем все татлинские секреты, тогда и прозвучали эти слова: «Бесконечная Татлин чаша великого, не выпить не только ему (то бишь юному бахвалу. — Д.С.) — одному поколению». Реальность оказалась даже оптимистичнее прогноза: Татлин интересен и новым поколениям.

Польза красоты и красота полезности

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир