«Я абсолютно убежден, что язык соседей обязательно нужно знать»


В скором времени в Таллине появится самое высокое здание в Северной Европе — 65-этажная стеклянная башня, а на месте исторического здания Эстонской академии художеств развернется масштабное строительство ультрасовременного сооружения. В интервью «Известиям» мэр Таллина Эдгар Сависаар рассказал о том, как в его городе принято перенимать московские и петербургские градостроительные эксперименты.
— Таллин сейчас выглядит, как маленький и старый европейский город. Вы не боитесь, что активное строительство может испортить его имидж?
— У нас были серьезные стройки еще перед экономическим кризисом. Таллин выглядит очень своеобразно: у нас есть старый город, который находится под защитой ЮНЕСКО, но есть и новый город, который мы называем «Сити», — он состоит из современных высотных зданий. Главное, что старый и новый города хорошо связаны между собой, взаимно дополняют и не мешают друг другу.
— Во время активного строительства в Москве здорово пострадала историческая часть города. У вас не стояло такой проблемы?
— Мы старались ее избежать, исторические здания — то, из-за чего к нам едут туристы. Лишаться их было бы глупо. Никто не приедет смотреть новые высотки и бизнес-центры.
— А что в градостроительной политике Москвы и Петербурга вам нравится? Хотелось бы позаимствовать что-то для Таллина?
— Да, конечно, видно, что оба города активно развиваются. Вокруг девелоперских проектов сейчас много споров, но это даже хорошо. Если бы все молчали и только кивали, ничего хорошего бы точно не получилось. В последнее время я много видел переделанных старых комплексов. Например, Царицыно и Царское село. Все эти проекты русским удавались на славу.
— Может быть, что-то тогда не нравилось? Например, в Москве есть комплекс «Сити», а в Петербурге «Охта», которые вызывают много нареканий.
— Я слышал про эти проекты. У нас в Таллине в скором времени планируется строительства самого высокого здания в Северной Европе — небоскреба на 65 этажей. В этот проект будут инвестированы деньги сингапурских компаний. Думаю, споры вокруг этого проекта еще впереди и напомнят ситуацию с «Сити» и «Охтой».
— А если население Таллина будет активно выступать против этого проекта, всё равно построите?
— Тогда мы будем искать компромисс. Такого рода проблема у нас уже есть: в центре старого города наша Академия художеств сейчас собирается строить себе новое здание, старое они уже снесли. Увидев проект, многие люди стали протестовать — говорить, что вид города значительно ухудшится и дом будет заслонять солнечный свет. Мы серьезно принимаем все эти протесты. Дело уже вышло на судебный уровень — посмотрим, какое решение будет принято.
— Таллин — популярный туристический город. Какую часть в общем потоке составляют русские туристы?
— Точной статистики мы не ведем. Но по ощущениям доля русских туристов постоянно растет. Самое популярное время для них — рождественские и новогодние каникулы.
— А с чем это связано?
— Прежде всего, речь идет о ностальгии. В советское время все посещали эти места. Конечно, люди вспоминают: вот здесь я был в свадебном путешествии, а здесь на экскурсии в школьные годы. Кроме того, по сравнению со всей остальной Прибалтикой у нас неплохо знают русский язык — следовательно, нет барьеров для общения.
— Сохранение русского языка — тоже часть программы по привлечению туристов?
— Я убежден, что язык соседей обязательно нужно знать. Эстония не единственная страна, где активно используют русский. В той же Финляндии туристы в любом месте могут объясниться на русском или получить в ресторане меню на нем.
— Об облегчении визового режима вы не думали?
— Это сфера государственного уровня. Но я как градоначальник, конечно, поддерживаю упрощенную систему получения туристических виз. В начале весны между Таллином и Петербургом начали курсировать паромы St. Peter Line — люди очень позитивно это восприняли. Этот проект был сделан на деньги петербургских предпринимателей. Но наши планируют в ближайшее время создать точно такую же линию за свой счет.
— В последнее время вы довольно часто бываете в Москве и Петербурге, принимаете участие во многих форумах. Что может стать итогом этих визитов? Стоит ли ждать массовых соглашений с российскими компаниями?
— Не надо меня переоценивать. Я бываю в Москве и Санкт-Петербурге не так уж и часто. Хотя, конечно, это дружественные города — необходимо приезжать в них хотя бы два раза в год. У меня нет прямой цели заключать какие-то соглашения. Главная цель городских властей — создать комфортную среду для того, чтобы бизнес-структуры могли самостоятельно между собой договариваться.
— Российские девелоперы сейчас активно работают в Таллине?
— Есть и российские строители в Таллине, и эстонские в Москве. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы русские бизнесмены приходили к нам. Но еще больше мы заинтересованы в том, чтобы наши предприниматели могли работать в Москве и Санкт-Петербурге.
— А в каких областях это сотрудничество может быть плодотворно?
— Недвижимость, в первую очередь — строительство торговых центров. Я знаю эстонских предпринимателей, которые хотят делать это в России, и наоборот. Торговая недвижимость — та отрасль в которой можно быстро и хорошо заработать, а в этом заинтересован каждый предприниматель.