В смерти Алексаняна увидели тень Магнитского


Российские правозащитники требуют начать проверку действий следователей, судей и сотрудников СИЗО в связи со смертью вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна. Содержание топ-менеджера в СИЗО правозащитники называют пыткой и уже сравнивают его смерть с гибелью юриста Hermitage Capital Management Сергея Магнитского.
Алексанян умер в своем доме в Одинцовском районе Подмосковья 3 октября. В последние годы бизнесмен болел СПИДом в тяжелой форме, у него был также диагностирован рак лимфатической системы. На свободе он прожил почти три года.
Правозащитники считают, что Алексанян стал жертвой жестокого обращения со стороны прокуроров, следователей, судей, а также сотрудников СИЗО.
— Имеет смысл инициировать расследование условий содержания Алексаняна в заключении, а также действия судей и правоохранительных органов, — считает глава московской Общественной наблюдательной комиссии по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания Валерий Борщев.
По мнению правозащитника, Алексаняна содержали в заключении в пыточных условиях и отношение к нему было варварским.
— Его больного приковывали наручниками к кровати, — добавил Борщев. — К сожалению, тогда еще не было указа президента о заболеваниях, на основании которых подследственных могут освободить из-под стражи, но суды и правоохранительные органы в полной мере несут ответственность за его смерть.
С мнением Борщева согласен руководитель Фонда в защиту прав заключенных Лев Пономарев.
— Фамилии людей, виновных в смерти Алексаняна, должны быть названы, — считает правозащитник. — Определенная информация есть у адвокатов и у нас: следователи давили на ФСИН и врачей, а суды принимали незаконные решения.
В интернете уже появилcя «список Алексаняна», в который вошли высокопоставленные сотрудники Следственного комитета, Генпрокуратуры, Мосгорсуда и ФСИН.
— Он умер дома, среди близких людей и в человеческих условиях, но это не заслуга силовиков, — заявила глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева. — Содержание Алексаняна под стражей, конечно, ускорило течение его болезни, поэтому мы проконсультируемся с юристами и решим, как мы сможем на это отреагировать.
Несмотря на многочисленные обращения в суд адвокатов и правозащитников, которые просили изменить тяжело больному Алексаняну меру пресечения, прокуратура считала его арест правомерным. Гособвинитель на суде утверждал, что Алексанян получает в следственном изоляторе квалифицированную медицинскую помощь. За время пребывания в СИЗО состояние бизнесмена резко ухудшилось, он фактически потерял зрение, но его продолжали приносить на носилках на судебные заседания.
В декабре 2008 года Мосгорсуд все же принял решение освободить Алексаняна под залог в 50 млн рублей. В июле 2010 года уголовное дело в отношении него было прекращено за истечением срока давности.
Дежурный прокурор Генпрокуратуры заявил, что пока о инициативах правозащитников или родственников Алексаняна ничего не слышали, однако отметил, что проверка будет проведена в случае получения заявления. «Пока смерть Алексаняна на свободе поводом для проверки не является», — сообщил дежурный прокурор ведомства.