Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин предложил Паслеру стать врио губернатора Свердловской области
Мир
В США заявили о возможном скором подписании с Украиной соглашения по минералам
Мир
Макрон заявил о выделении дополнительных €2 млрд на военную помощь Украине
Политика
Путин назначил Паслера врио губернатора Свердловской области
Авто
Госдума отклонила законопроект о скидке на штраф за неоплату парковки
Мир
Глава TotalEngines Пуянне посчитал вероятным перезапуск «Северного потока»
Спорт
В Британии допустили возвращение сборных и клубов РФ на мировые турниры по футболу
Мир
В ЮНЕСКО заявили, что следят за случаями гибели журналистов в ЛНР
Мир
Полковник ВВС Франции заявил о превосходстве России в военной технике и стратегии
Мир
Эрдоган заявил о планах Турции разработать в стране ядерный реактор и технопарк
Общество
Основателю «Русагро» Мошковичу предъявили обвинения в мошенничестве
Мир
Рубио заявил о необходимости переоценки санкций для решения конфликта на Украине
Спорт
«Авангард» стартовал с победы в первом раунде Кубка Гагарина
Мир
Миссия РФ в ООН указала на стремление Киева сорвать любые мирные договоренности
Мир
МИД Белоруссии выразил соболезнования в связи с гибелью российских журналистов
Мир
Президент Словакии отверг отправку солдат на Украину
Экономика
ФАС усилит контроль за ценообразованием на хлеб недлительного хранения 

Снежный ангел встретил космонавта Комарова

На выставке «Полеты во сне и наяву» в галерее «Проун» ответственными за устремленность к небу назначены авангардисты
0
Снежный ангел встретил космонавта Комарова
Николай Суетин, «Архитектон», 1927 г.
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда говорят, что художники «первого авангарда» опередили свое время, обычно имеют в виду эстетические особенности их произведений. Но можно это утверждение понимать и так, что они прокладывали дорогу будущим достижениям технического прогресса. Разумеется, не с помощью изобретений и выводимых формул (хотя встречались среди адептов «нового искусства» любители поблуждать в дебрях науки — правда, на дилетантском уровне), а посредством целенаправленных фантазий. Первые послереволюционные годы были наполнены необычайным художественным энтузиазмом. Казалось,  вместе с падением «буржуйского строя» пошатнулись и законы природы. Во всяком случае, сторонники и последователи Казимира Малевича больше не рассматривали ньютонову механику в качестве ограничителя творческой свободы.

Такого рода «полеты» и подразумевает заглавие выставки: умозрительный, но страстный выход за пределы гравитации, а заодно и привычных представлений об изобразительной культуре. Вопреки распространенному мнению, работы супрематистов не были совсем уж «абстракциями», то есть за отступлением от жизнеподобных форм стояла идея сотворения «иной реальности». Поскольку признаков ее наступления наблюдалось пока не очень много, следовало заняться ее проектированием. Этому посвящены многочисленные планы «городов будущего», построения архитектонов и вычисления «супрематических элементов в пейзаже».

Сегодняшнего зрителя не должен смущать черновой, эскизный характер ряда листов Малевича, Суетина, Чашника, Рождественского, Хидекеля. Тут лишь приблизительные контуры того мира, который предстояло построить «победившему пролетариату». Супрематисты и другие художники «левых взглядов» верили, что до масштабных, детализированных проектов рукой подать, надо лишь задать правильные векторы. Но вскоре выяснилось, что власть не только не разделяет энтузиазма насчет переосмысления и переустройства Вселенной, а еще и рассматривает подобные устремления как подозрительные и даже враждебные. Авангард стал андеграундом: утопическим разработкам пришлось предаваться тайно. Кстати, некоторые из учеников Малевича (упомянем хотя бы Владимира Стерлигова) продолжали свои изобразительные эксперименты вплоть до наступления «оттепели».    

Собственные воззрения на «полеты во сне и наяву» имели также и ученики Михаила Матюшина — автора музыки к знаменитой футуристической опере «Победа над Солнцем», основателя теории «расширенного видения». Участники петроградско-ленинградского общества «Зорвед» к учению Малевича относились настороженно, исповедовали иные художественные принципы, но тоже были космистами. Один из «зорведов» — художник Борис Эндер писал в дневнике: «Надо отвыкнуть от того, что Земля есть большой глобус. Надо наполнить геометрическую цельность. Земля примерилась к миру звездному с помощью геометрии человека. Теперь она развернет свое затаенное магнитное напряжение».

Пафосом подобного свойства концепция выставки, впрочем, не ограничивается. Хотя авангардные опусы из частных коллекций занимают наибольшую часть пространства галереи, остается все же место для «послесловия». Пожалуй, именно в такой роли выступают работы Франциско Инфанте 1960–1970-х годов и графический альбом Ильи Кабакова «Полетевший Комаров». Другое поколение по-иному взирало на космические амбиции предшественников, но не было совсем уж обделено романтизмом. И даже относительно недавний видеоперформанс Леонида Тишкова «Снежный ангел» нельзя воспринимать как пародию на идею полета. Да, ангел в телогрейке с обвисшими крыльями за спиной вынужден брести по сугробам вместо того, чтобы воспарить в небеса. Но почему-то верится, что полет состоится — пусть даже после финальных титров.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир