«Восточное партнерство» Евросоюзу не по силам


В Варшаве завершает работу саммит «Восточного партнерства» — программы ЕС по сотрудничеству с шестью постсоветскими странами: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Характерно, что лидеры Франции и Великобритании не посчитали нужным приехать.
— Отсутствие Саркози и Кэмерона участники саммита оправдывают тем, что на восточном направлении у Евросоюза и так все в порядке. В действительности же за фасадом «Восточного партнерства» находится пустота, — считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Реальными целями «Восточного партнерства» были слом СНГ, ЕврАзЭС и
Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), недопущение
формализации союзных отношений между Россией и Белоруссией. Иными
словами, изоляция Москвы от шести из двенадцати государств-членов СНГ.
Своего пика настроения «обуздать Россию» достигли после войны 2008 года в Южной Осетии. По мнению Лукьянова, Брюссель сразу после сбоытий предпринял меры, чтобы институционально притянуть страны с западной части постсоветского пространства к Евросоюзу.
В конечном итоге Евросоюз собирался осуществить частичную интеграцию шести стран в евро-атлантические структуры в диапазоне от ЕС до НАТО.
— Посулы Евросоюза о перспективах углубления сотрудничества в рамках «Восточного партнерства» являются блефом — на самом деле ему сейчас не до этого, — полагает генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. — На повестке дня Европы возможный дефолт Греции, экономические трудности Португалии и Италии.
Отказаться от провалившегося проекта в Брюсселе также не могут, считает Сергей Лукьянов. Слишком уж с большой помпой открывалось «Восточное партнерство»
в 2008 году, слишком большие надежды возлагались на него.
— Не следует забывать и о переменах в самих странах «Восточного партнерства». После президентских выборов в Белоруссии последние европейские иллюзии в отношении этого режима улетучились, — говорит Лукьянов. — С Украиной тоже все непросто: в первую очередь в связи с процессом против Юлии Тимошенко. Грузию продолжают морально поддерживать, но очарования от «демократии Саакашвили» уже нет.
В стратегию Брюсселя внесла существенные коррективы и «арабская весна».
— В Евросоюзе возрождается идея так называемого Средиземноморского союза — с Египтом, Тунисом, Ливией. Именно туда будут переброшены экономические мостики и финансовые потоки, — прогнозирует немецкий политолог Александр Рар. — Эту идею уже пять лет вынашивает французский лидер Николя Саркози. Перед президентскими выборами он нуждается в ее реализации.
В этом случае Саркози, как полагает Рар, сможет претендовать на роль лидера внешней политики Европы. И в конечном итоге — содействовать решению актуальных для ЕС вызовов и угроз. Таких как массовая миграция из стран Магриба и энергетический дефицит, возникший в связи с кризисом в Ливии.