С Татьяной Лиозновой простились тихо


Сегодня Москва простилась c Татьяной Лиозновой. В последние годы она много болела – все-таки 87 лет, возраст почтенный. Как говорят близкие люди - угасала с марта, не вылезала из больниц, а после инсульта редко виделась даже с близкими людьми.
Не сказать, что ее забыли - нет. О Лиозновой иногда вспоминали – то в связи с сорокалетием «Трех тополей», то в связи с раскраской «Семнадцати мгновений». Она, пусть не слишком охотно, давала интерью. В 2009 году Лиозновой даже вручили орден «За заслуги перед отечеством» IV степени. Помним, дескать. Но разве можно сказать, что она купалась в любви и славе - той, которую заслуживала? Они существуют как будто были сами по себе – ее знаменитые, обожаемые миллионами фильмы, и она, режиссер Лиознова.
Говорят, она не слишком любила говорить о своем главном шедевре - «Семнадцати мгновениях весны». То ли пресловутый пятый пункт, то ли чья-то баранья тупость, но когда легендарный фильм вышел на экраны, премии за него получили все, а ее обошли. Такая судьба – остаться в тени своих работ, навсегда за кадром. И только после смерти Татьяны Лиозновой внезапно стало понятно - мы потеряли выдающегося мастера.
Жила в ней эта обида - быть может поэтому Татьяна Михайлова и не хотела, чтобы после ее смерти устраивали пафосную гражданскую панихиду в Доме Кино - не хотела, чтобы из ее смерти сделали шоу. Прощание с Лиозновой прошло тихо - в траурном зале «Кремлевской» больницы, центральном ЦКБ. То ли из-за того, что по какой-то досадной случайности сначала в прессе фигурировало другое место, то ли потому, что ЦКБ находится на отшибе и добраться до него не так просто, или просто такова была ее последняя воля – гражданская панихида была закрытой. Прощание с Татьяной Михайловной получилось почти камерным: если не считать большого числа журналистов, только родные и немногие близкие друзья, которых "пригласила" сама Татьяна Лиознова. Всего около 30 человек. У гроба - венки от президента России, правительства Москвы и Союза кинематографистов.
Несмотря на то, что "тихое" прощание было последней волей покойной, Борис Грачевский, ее друг и коллега по родной для Лиозновой студии им. Горького, посетовал, что проститься пришли немногие, а из учеников был только Андрей Эшпай, взявший на себя организацию похорон.
Лиознова преподавала во ВГИК всего пять лет – сразу после «Семнадцати мгновений весны» вместе с Кулиджановым она набрала объединенный актерско-режиссерский курс. Среди учеников той мастерской Лиозновой-Кулиджанова 1980 года выпуска - такие известные в россисйком кино имена, как Вадим Андреев, Александр Хван, Елена Цыплакова.
Гражданская панихида в ритуальном зале Клинической больницы президента продлилась всего около сорока минут, после чего
тело Татьяны Лиозновой увезли отпевать в храм Знамения иконы Божьей Матери во втором Крестовском переулкке. Этот храм она тоже выбрала сама - детство
Лиозновой прошло неподалеку, на соседней Переяславской улице...
На отпевание с Татьяной Лиозновой пришел проститься Марлен Хуциев. Он младше Лиозновой всего на два года - вместе с Шукшиным, Кулиджановым, Ростоцким они представляли "золотое поколение" студии им. Горького ее лучших времен, мало кто из них остался в живых. Теперь не стало и Лиозновой. И хотя во время последнего громкого раскола в стане Союза кинематографистов Лиознова и Хуциев оказались в противоположных лагерях - Хуциева использовали как знамя борьбы с михалковским союзом, а Лиознова подписала письмо в защиту Михалкова - в жизни они до последнего времени оставались близкими людьми.
По лицу Хуциева было заметно, как глубоко его тронула смерть коллеги и друга. Наверное, нет ничего неожиданного, когда человек уходит из жизни в 87 лет, но смерть всегда трагедия. Во время службы Хуциев стоял, вперившись в пространство, равнодушный к направленным на его объективам фото- и видеокамер. После богослужения он нашел в себе силы - едва слышно, почти про себя - сказать обступившим его журналистам:
«Татьяна была прекрасным другом. Она была очень сильной, могла казаться жесткой. Но была очень доброй. Это все, что я могу сейчас сказать».
К разочарованию фотокорреспондентов, кроме Марлена Хуциева других "медийных лиц" на отпевании не оказалось. Все было просто - гроб с телом покойной, заваленный цветами. Перед ним - черно-белая фотография Лиозновой со съемок "Семнадцати мгновений весны". Ее называли "железная леди" - в кадре она, улыбающаяся красивая, среди осветительных приборов - довольная удачным дублем... Рядом с гробом - приемная дочь Людмила и только самые близкие люди. Никаких слез и никакого "шоу" - как и было написано в последнем "сценарии" Лиозновой. И только по количеству журналистов, вооруженных фотокамерами, можно было понять, что сегодня прощаются с Лиозновой, неповторимой, удивительной "железной леди" советского кино...
Одной из тех, кто говорил о Лиозновой много, оказалась актриса Наталья Дрожжина. Будучи студенткой, она снялась в маленьком эпизоде «Семнадцати мгновений весны»:
«У Татьяны Михайловны не было своих детей – только приемная дочь Людмила. Я думаю, что актеры были ее семьей. Она их любила, хотя и была с ними очень строга. Даже с Тихоновым. А он смотрел на нее – знаете – как звери смотрят на дрессировщика. Актеры были для нее самым главным, они и были ее детьми».
По последней воле умершей, ее тело будет кремировано и захоронено на Донском кладбище Москвы рядом с могилой матери.