«Офисный планктон» государства благосостояния не создаст. С излишними щедротами пора заканчивать»
- Мнения
- Наука и техника
- «Офисный планктон» государства благосостояния не создаст. С излишними щедротами пора заканчивать»

Стадия бума в российском
политическом цикле подходит к пику. Вместе с ней к пику подходит массовая раздача щедрот,
милостей и амнистий. Знатоки дружно
говорят, что этой раздачей уже «схвачен»
бюджет России на долгие годы вперед, и поэтому, когда наступит первая послебумовая неделя, власти начнут
думать, как отыгрывать назад. В конце концов, выборы — дело сезонное, а сбалансированный бюджет нужен всегда. Ну а лукавство отъема обещанного, на мой взгляд, не грех.
Ведь щедроты раздавали по большим электоральным «площадям», а не по точкам роста, с которых можно было бы
отдачу получить. Так что указанное лукавство на деле может стать как бы инструментом повышения
экономической эффективности. А тогда, чем больше такого лукавства, тем,
возможно, и лучше. Поэтому хочется даже
подсказать что-нибудь такое, что помогло бы
послебумовую экономию увеличить.
Например, это вполне можно сделать по статье
«Образование», особенно в разделах о
высшем образовании. Ведь если в фазе спада
раздач пряников и популизма можно вернуться к рациональному, то сразу же было бы разумно
задать себе несколько вопросов. Первый: стоит ли тратить деньги налогоплательщиков на высшее
образование для абитуриентов, получивших
ниже 50–55 баллов? Какой смысл предлагать университетскую программу тому, кто школьную одолел еле-еле?
Второй вопрос: если у нас, как говорят
все высокие начальники, слишком
много экономистов и юристов (с этим я,
впрочем, немножко не согласен), то стоит ли еще сильнее сократить бюджетный
прием на эти направления? А не согласен я с начальниками только в том, что у нас не слишком много, а
просто немерено много не всяких, а плохих экономистов и юристов,
хороших-то кот наплакал. Но это мое несогласие поставленный вопрос только усиливает. Если в стране
действуют тысячи (!) программ высшего образования по экономике (тысячи
филиалов, многие сотни непрофильных вузов), уровень которых низок, то не лучше ли «избавить» их от бюджетных мест и поберечь деньги налогоплательщиков?
Третий вопрос: кроме экономистов
и юристов у нас во многих вузах плохо готовят психологов, менеджеров, политологов и
т. д. — не стоит ли и по этим направлениям бюджетные места сократить?
Положительный ответ на эти три
вопроса может дать прямую и существенную экономию. Но к ним можно добавить
и вопрос об оптимизации тех бюджетных
мест, которые останутся. Если в школьных реформах действует рациональный принцип «деньги следуют за
ребенком» (то есть в ту школу, которую выбрал родитель), то почему бы в вузовском
секторе не принять принцип «деньги следуют за студентом, избравшем наиболее
нужные для экономики страны факультеты»? Постоянные утверждения тех же начальников о
нехватке инженеров, специалистов
по естественным наукам пока не ведут к соответствующим корректировкам в
образовательной политике. Видимо, считается, что этими утверждениями можно успешно воздействовать на абитуру — дескать, сами пойдут в инженеры.
И действительно пошли, но не
намного больше, чем раньше. Однако баллы ЕГЭ у них, как и раньше, таковы, что не верится в их высокое инженерное будущее. Во всяком случае,
они заметно ниже, чем баллы поступающих на плохонькие экономические факультеты. В этом перспективная беда
для России, рынок труда в которой предлагает «высокобалльнику» даже
плохонького экономического
факультета перспективу работы с зарплатой кратно выше, чем у будущего
инженера, физика или химика.
Вывод: образовательная политика должна лоцировать
бюджетных «высокобалльников» по
приоритетным для экономики и общества направлениям высшего образования, то есть направлениям, от которых зависят
модернизация (пять секторов), инновации в обществе, сильно отстающем банковском секторе, развитие науки и т. д.
Это существенно оптимизирует бюджетные затраты в вузах. Амбиции России как члена клуба ведущих держав нереальны, если модернизационные
и инновационные сектора будут заняты медиакратией. Посредственности — основа
порядка, status guo,
а не драйверы прогресса. Порядок
непродуктивен, и мы наблюдаем это повсюду. Губернатор Пермского края
О. А. Чиркунов пришедшим в пермские вузы студентам со средним баллом выше 225 (больше 75 за один
ЕГЭ) платит дополнительную, краевую
стипендию 5 тыс. рублей. Ему посредственные инженеры не нужны! И России они тоже не нужны. Обратим внимание на
ценз, «планку», установленную губернатором: это
выше 75 баллов, а все, что ниже, — это, следовательно, посредственность. И никакого популизма!
Облагодетельствовать бюджетными средствами каждого — это конституционный долг России на уровне школьного образования. Но
Конституция РФ не предусматривает
пролонгацию этого долга на высшее
образование. На этом уровне идея расходования бюджетных средств должна быть экономической,
а не социальной. Университеты — экономические инструменты
общества, в знаниевой экономике —
важнейшие. А мы все еще держимся
за «задачку» 1990-х годов для университетов, когда им давали немереное число бюджетных мест, чтобы
они подержали у себя (как в камере
хранения) побольше молодежи, поскольку в условиях резкого экономического спада число
рабочих мест тоже резко сократилось. Но в те годы и «цена» бюджетного места
была мизерной, не то что сейчас, а
главное — сегодня потребность в миссии
«камеры хранения» исчезла. Зато резко
выросла потребность в «синих воротничках», пока покрываемая гастарбайтерами.
Увы, социологические опросы показывают, что тяга
к подаяниям от государства
(госпатернализм), традиционно наивысшая
у наших старших поколений, начинает
прорастать и у молодежи. Кто же будет тогда донорами, а не реципиентами российского ВВП и госбюджета?
Работой в «офисном планктоне» государства благосостояния не создашь. С излишними
щедротами пора заканчивать.
Автор — заместитель научного
руководителя Высшей школы экономики