«Булгария» потопила рынок круизов
Большинство компаний, специализирующихся на речных круизах, в этом году были вынуждены закончить сезон раньше, чем обычно, даже несмотря на хорошую погоду. Если традиционно навигация длится до конца сентября, то в этом году многие небольшие компании закончили работу уже 17–18 августа. Отрасль получила мощную антирекламу — в июле произошла катастрофа теплохода «Булгария», унесшая жизни 122 человек. В результате проверок на судах стало в разы больше, а пассажиров — меньше.
— Лето было непростое, — жалуются представители круизных операторов.
Потери оценивают по-разному. В туркомпании «Инфофлот», занимающейся речными круизами по всей России, не досчитались 15% клиентов, в компании «ВодоходЪ» (один из крупнейших операторов речных круизов) — 20%. Как говорят эксперты, в среднем по рынку снижение составило 15%. По данным Ростуризма, каждая из первой пятерки крупнейших компаний потеряла за сезон более 3 млн руб. В 2010 году морские и речные круизы купило около 1 млн россиян и порядка 70 тыс. иностранных туристов.
Но при этом странный факт: иностранных клиентов в этом году стало несколько больше.
— Рост иностранных туристов — примерно 5%, — говорит гендиректор компании «ВодоходЪ» Александр Трофимов.
Из таких данных владельцы компаний сделали вывод: во всем виноват антипиар.
— Негативный эффект произвела не только сама авария, но и ореол вокруг нее. Когда были получены официальные данные, стало понятно, что дело в конкретных людях — экипаже и туроператоре, — заявляет руководитель московского филиала «Инфофлота» Андрей Михайловский. — Но сложилось впечатление, что дела обстоят неважно во всей отрасли и утонуть может любой корабль.
Впрочем, с таким мнением согласны не все.
— Меня больше удивляет позиция государства, которое никак не реагирует на ставшее уже притчей во языцех старение флота, — говорит первый вице-президент ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.
Самыми «молодыми» из 120 речных круизных судов в России считаются примерно 50 теплоходов. Но и у них довольно солидный возраст — от 25 до 35 лет. А моложе пяти лет — всего 5% флота.
По словам Канторовича, за короткий сезон (в России — максимум пять месяцев) окупить затраты на покупку новых судов невозможно.
— В Германии государство дает нулевые кредиты на строительство судов. У нас мало того что таких кредитов нет, судовладельцам приходится платить огромные ввозные пошлины, — рассказывает эксперт.
Опечалены судьбой речных круизов и в Ростуризме.
— Из-за низкого спроса многие судовладельцы отказались от аренды теплоходов. Крупным компаниям понадобится 2–3 навигации, чтобы вернуть потери, — объясняет замначальника управления развития внутреннего туризма ведомства Ольга Корзина.
На сезон 2012 года у речников надежды не самые радужные. Даже несмотря на то, что предварительные продажи, которые начались с 1 сентября, у некоторых компаний идут даже лучше, чем в прошлом году. Заранее туры покупают давние клиенты, а вот притока новых не ожидается.
Рынок речных круизов в России оценивается примерно в 5 млрд рублей. При этом круизы, остаются недешевым удовольствием. Сутки пребывания на теплоходе стоят от 3 тыс. рублей.