Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
«Желтый» уровень опасности из-за риска пожаров продлили в Московском регионе
Здоровье
Роспотребнадзор рекомендовал сократить рабочий день в жару
Мир
Эрдоган назвал ООН «мертвой духом» организацией из-за бездействия в Газе
Спорт
Футбольный клуб «Локомотив» объявил об уходе Артема Дзюбы
Мир
В столице Индии запретили тратить воду на мытье автомобилей из-за экстремальной жары
Общество
В Москве задержали подозреваемого в мошенничестве на 49 млн рублей
Политика
Политолог призвал не ждать быстрого решения ЕСПЧ по делу о пытках Резникова
Происшествия
Газовый баллон взорвался в ресторане гостиницы в Чебоксарах
Туризм
Путин поручил до ноября утвердить федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал»
Мир
Сийярто заявил об ужасе от слов западных политиков по Украине
Политика
Паслер доложил Путину о ходе работ по ликвидации последствий паводков в Оренбуржье
Мир
WP узнала о заявлении Трампа про бомбежку Москвы и Пекина
Политика
Политолог заявил о деморализации армии и общества Украины
Армия
ВС РФ поразили цех сборки беспилотников и склад безэкипажных катеров ВСУ
Спорт
Дегтярев назвал санкции против российского спорта дискриминацией
Общество
Арендаторы электросамокатов получили 50 тыс. штрафов с начала сезона
Экономика
Песков назвал востребованной инициативу Минфина по налоговой системе

Бюджету добавят расходов

Расходы государства, скорее всего, будут распределены не так, как хотел бывший министр финансов
0
Бюджету добавят расходов
фото: РИА НОВОСТИ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С уходом Алексея Кудрина с поста министра финансов появилась опасность раздувания расходной части госбюджета, считают эксперты. Отставка года произошла накануне внесения в Госдуму проекта главного финансового документа страны. А скандал, приведший к потере Кудриным своего места, во многом разразился именно вокруг политики госрасходов.

— На протяжении нескольких месяцев, несмотря на мои многочисленные возражения, в том числе публичные, в сфере бюджетной политики принимались решения, без сомнения увеличивающие риски исполнения бюджета. А бюджетные риски, связанные прежде всего с завышенными обязательствами в оборонном секторе и социальной сфере, неминуемо распространились бы на всю национальную экономику, ­— заявил сам Кудрин в распространенном во вторник сообщении.

Председатель Госдумы Борис Грызлов в пику ему посетовал, что аппарат министерства финансов «не мог создать условия для своевременного ритмичного расходования бюджетных средств». Как теперь будет осуществляться бюджетная политика, в особенности касающаяся расходной части?

Председатель комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты (ТПП) Антон Данилов-Данильян не считает, что предстоят какие-то серьезные изменения в сторону существенного увеличения расходов и, как следствие, бюджетного дефицита.

— Я думаю, что расширение бюджета сдерживал не только Кудрин, но и премьер Владимир Путин, — предполагает эксперт из ТПП. — Премьер прекрасно осведомлен о том, к чему приводят игры с бюджетом, у него огромный опыт в этом плане, и последовательность, с которой он защищал Кудрина от самых разнообразных нападок в разные годы, показывает понимание глубины проблемы.

Но зоны риска все-таки есть, притом по двум направлениям, полагает ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.

— Первая — попытка увеличения текущих расходов бюджета без проведения необходимых структурных реформ в образовании, ЖКХ, здравоохранении, пенсионной системе, — говорит ректор ВШЭ. — Если увеличение текущих обязательств не будет сопровождаться соответствующей структурной реформой, то значительная часть бюджетных денег может быть использована неэффективно. Вторая — крупные инвестиционные проекты стоимостью сотни миллиардов рублей, которые часто реализуются по политическим причинам без тщательного обсуждения в обществе, взвешивания «за» и «против». Алексей Леонидович (Кудрин. — «Известия») полностью не мог противостоять этим двум рискам. Хотя, безусловно, Минфин при Кудрине являлся важнейшим оборонительным рубежом бюджетной сбалансированности.

Политику бывшего главы Минфина многие воспринимали как «сдерживающий фактор» для целого ряда процессов, способных нанести ущерб экономике страны: оттока капитала, роста инфляции, падения рубля и других. Но Данилов-Данильян подчеркивает, что в глазах и иностранных инвесторов Кудрин не был однозначной фигурой. И сейчас им важен не как таковой его уход, а влияние бывшего министра на политику, проводимую государством в целом.

— Для инвесторов важны действия. Кудрин — сложная комплексная фигура, высокий профессионал, что ценили иностранные инвесторы, — отмечает Данилов-Данильян. — Но то, что его политика была отнюдь не только в плюс, но иногда и в минус, тоже ими отмечено. Тот же Кудрин был одним из авторов реформы по введению единого социального налога, очень сильно ухудшившей инвестиционный климат. Поэтому сама по себе отставка не может быть воспринята как некий негативный фактор.

Начальник департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что проблем с инвестиционным климатом и так хватает, а отставка Кудрина еще более подхлестнет негатив.

— Как известно, капитал утекает — за первое полугодие «ушло» более $30 млрд. И это в условиях, когда экономика вроде как растет. Хотя сюрприз, связанный с уходом Кудрина, — безусловно, дополнительный стимул к усилению негативных процессов, — рассуждает эксперт из ФБК.

Ухудшение инвестиционного климата, падение рынков и иные признаки нестабильности не способствуют успешному осуществлению плана приватизации крупных госкомпаний. Всего, по подсчетам Минэкономразвития, доходы госбюджета от продажи акций в 2012 году должны составить 300 млрд рублей. А помощник президента России Аркадий Дворкович летом даже заявлял о возможности увеличения этой суммы в 1,5 раза — до 450 млрд рублей. Но отсутствие благоприятной конъюнктуры ставит под сомнение исполнение даже самых осторожных планов. То есть бюджет может потерять сотни миллиардов на плохой конъюнктуре фондового рынка.

Так, в следующем году основные доходы от приватизации должна принести продажа пакета акций (до 15%) «Роснефти». Ожидаемый доход от этой сделки, как надеются в министерстве Эльвиры Набиуллиной, составит свыше 200 млрд рублей. В числе других кандидатов на продажу — ВТБ (10%), «Совкомфлот» (25%), ФСК ЕЭС (4,11% минус одна акция). Пока не ясна судьба реализации пакета Сбербанка (7,58% минус одна акция), ранее намеченной на осень текущего года. Но 9 сентября глава крупнейшего банка страны Герман Греф заявил, что из-за неблагоприятной ситуации на рынке сделка откладывается на неопределенный срок. Греф не исключил, что до конца 2011 года может появиться «окно» для эффективного размещения бумаг, однако последние события на рынках и в российской политике свидетельствуют о том, что такой шанс вряд ли представится. Представится ли, учитывая с какой скоростью в сентябре побежали капиталы? По мнению Игоря Николаева, отставка Кудрина подействует на инвесторов негативно.

— Безусловно, на место Кудрина может прийти человек, который будет не хуже или даже лучше. Но верится в это с трудом, — признает Игорь Николаев. — Быть жестким по отношению к расходованию средств не всегда получалось, откровенно говоря, и у Алексея Леонидовича, но он тем не менее пытался. Большая доля истины в том, что Кудрин поплатился именно за сдержанность и попытки возражать против увеличения бюджетных расходов. Поэтому вряд ли придет на его место тот, кто будет действовать так же. Что, конечно, инвесторам не понравится.

Глава Центробанка Сергей Игнатьев также заявил во вторник, что хоть и не исключает приватизации Сбербанка до конца года, но считает, что с этим процессом не стоит торопиться. По словам председателя Банка России, кредитная организация представляет слишком большую ценность, чтобы отдавать ценные бумаги дешево. А только так сейчас можно разместить акции Сбербанка.

Совсем иначе смотрит на события член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. По ее мнению, бюджеты, вносимые на рассмотрение депутатов в последние несколько лет, по методике составления мало отличались друг от друга. Депутат считает, что бюджет должен быть кардинально другим.

— Значительная часть планируемых расходов, как правило, проходила не по основному балансу бюджета, а включалась в источники покрытия дефицита, где затраты показаны с минусом, а поступления — с плюсом, — рассказывает Оксана Дмитриева. — Но это не значит, что расходы благодаря этому уменьшались. Например, в бюджете на 2010 год в источниках покрытия дефицита был прописан перевод 133 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) во Внешэкономбанк (ВЭБ) — эти средства фактически предназначались для скупки акций отечественных компаний. Из бюджета также поддерживались банки путем размещения депозитов. И при этом осуществлялись заимствования. Получается, что доходы больше запланированных, а расходная часть не раздута. Вот такая эквилибристика.

Комментарии
Прямой эфир