В России развернулась битва за «Виагру»
Многолетний спор крупных международных компаний Pfizer и Teva по поводу того, можно ли продавать дженерики на основе знаменитой «Виагры», дошел до России. Не успела Teva начать продажи в России средства, повышающего потенцию, - «Динамико» - Pfizer обратился с иском в суд.
В иске, который во вторник зарегистрировал Московский арбитражный суд, ответчиком помимо израильской Teva указана и аффилированная с ней компания «Плива Хорватска д.о.о.». В августе Teva объявила, что выводит на российский рынок аналог «Виагры» под названием «Динамико». Препарат продается в таких же дозировках, что и «Виагра» - 25, 50 и 100 мг, но стоит в три раза дешевле. Если самую маленькую упаковку «Виагры» можно купить за 1000 рублей, то «Динамико» - от 160 рублей. В Pfizer считают, что таким образом нарушаются их исключительные права.
Как объясняет истец, патент на использование силденафила - вещества, используемого для лечения импотенции, на территории России действует до 13 мая 2014 года.
«До истечения срока действия патента никто не может использовать, продавать, делать предложения о продаже, ввозить на территорию Российской Федерации, хранить или распространять какой-либо лекарственный препарат для перорального лечения эректильной дисфункции у мужчин, содержащий силденафил, – без письменного согласия компании Pfizer», комментирует глава представительства компании Pfizer в России Кристиан Холмер.
В Teva о поданном иске знают, но c претензиями конкурентов не согласны.
«Патент выдан не на само вещество силденафил (т.е. продукт), а на его применение (т.е. способ). Мы заверяем, что производство, продажа и маркетинг «Динамико» не нарушает этот патент», - объясняет директор по внешним связям «Тева» Константин Дубинин.
Более того, в компании иску обрадовались. «Мы положительно оцениваем факт прямого судебного разбирательства с компанией Pfizer, поскольку разбирательство в суде позволит нам представить доказательства нашей правоты», добавляет Дубинин.
Споры двух компаний идут уже несколько лет по всему миру. Дело в том, что патент и, соответственно, эксклюзивное право на продажу лекарства можно получить на ограниченное время (20 лет с момента получения патента). За то время производителю нужно окупить все затраты на разработку и продвижение. Часто фармкомпании регистрируют новый патент, если изобретают новый способ применения лекарства или открывают его новые свойства. Так и произошло с «Виагрой». На данный момент на территории США у Pfizer два патента на силденафил. Срок действия одного - на лекарство от сердечнососудистых заболеваний - истекает в марте следующего года. Второго - на лечение эректильных нарушений - только в 2019 году.
Именно из-за последнего патента и идут споры. Главный аргумент израильской компании заключается в том, что, регистрируя права на силденафил для лечения заболеваний сердца, Pfizer не могла не знать о том, что он может применяться и для лечения эректильных дисфункций. Но в августе этого года Pfizer удалось отстоять патентные права на «Виагру» на территории США до 2019 года.
Российские аптечные сети пока ждут, чем закончится новый спор. «Динамико» уже в течение недели продается в некоторых небольших аптеках. Но позиция лидеров отрасли такова, что пока не будет судебного решения - препарат не будут включать в ассортимент курпных сетей», - рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева.
«Виагра» была запущена в 1998 г. и сразу стала одним из самых продаваемых препаратов. Ежегодно она приносит Pfizer до $1 млрд. Мировой рынок препарата оценивается в $7 млрд. В России по итогам 2010 г. рынок препаратов для лечения импотенции составил $175 млн, из них до 80% приходится на «Виагру». Ежегодный прирост рынка составляет 10-13%. По прогнозам экспертов рубеж, в $200 млн рынок достигнет уже в этом году.