Столичные власти готовятся запустить «водное метро»


В 2012 году будет запущен первый маршрут «водного метро»: от Печатников до Китай-города. На организацию перевозок по Москве-реке только из федерального бюджета выделено около 20 млрд рублей. Также планируется привлекать частных инвесторов и городское финансирование. Эксперты говорят о том, что организовать перевозки за эту сумму реально, однако их эффективность остается под вопросом.
— Экспериментальный маршрут от Печатников до Китай-города буде запущен уже в следующем году, — рассказал «Известиям» официальный представитель департамента транспорта Москвы Александр Оносовский. — Для маршрута будет закуплено 10 судов и еще одно вспомогательное. Время в пути должно составить около 50 минут.
Стоит заметить, что на метро поездка от станции «Печатники» до станции «Китай-город» занимает не более получаса. Однако столичные власти все равно рассчитывают на популярность водного маршрута.
Организацию регулярных перевозок по Москве-реке предусматривает принятая в августе программа развития транспортной инфраструктуры Москвы в 2012–2016 годах. Основными мероприятиями в рамках этого проекта являются модернизация Южного порта, который пока является фактически грузовым. Здесь планируется модернизировать причалы с учетом их использования для посадки и высадки большого количества пассажиров. Чтобы новые водные маршруты органично влились в транспортную систему, их разработка будет вестись с учетом наличия неподалеку от причалов остановок автобусов и троллейбусов.
По словам руководителя департамента транспорта Москвы Николая Лямова, бюджет Москвы не будет финансировать этот проект, все работы должны быть проведены за счет инвесторов. Однако потратиться городу все-таки придется. Оносовский пояснил, что за счет инвесторов будут приобретаться собственно суда, а город займется техническим обеспечением безопасности на причалах. Кроме того, как выяснили «Известия», 19,8 млрд рублей на развитие речного транспорта в Москве выделит Минтранс РФ. Эти деньги пойдут на создание береговой инфраструктуры.
Генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян уверен, что сумма в 20 млрд выглядит вполне адекватной задачам. «Я думаю, что реконструкция порта и сети причалов вполне может уложиться в 20 млрд. Если и будет какое-то несоответствие, то совсем небольшое — максимум 10–20%, — рассказал эксперт. — Это больше $650 млн. Тогда как в 2008 году Олег Дерипаска хотел потратить на оборудование морской гавани в Сочи почти $1 млрд».
Аналитик ТКБ Капитал Анатолий Высоцкий уверен, что находить альтернативные способы для разгрузки наземного городского транспорта необходимо. Однако, по его мнению, ожидать, что водный транспорт сможет конкурировать с наземным, все равно нельзя. «Для примера, в Санкт-Петербурге подобная система действует, хотя она скорее рассчитана на туристов. Думаю, что организовать в Москве водный пассажирский транспорт вполне реально, — объяснил эксперт. — Другой вопрос, сможет ли вода разгрузить дороги, ведь водные маршруты по городу ограничены рекой, а следовательно, будут интересны только жителям прилегающих районов».
Кроме того, по словам Высоцкого, москвичи будут отдавать преимущество наземным видам транспорта, так как цена за путешествия по воде будет значительно выше, особенно в зимнее время.