Ураган Лок смел Диану Вишнёву


Главным событием кремлевского гала-концерта «Звезды балета XXI века» стала российская премьера нового балета знаменитого канадца Эдуарда Лока. В спектакле станцевала прима Мариинского театра Диана Вишнёва.
В этом году самый титулованный канадский хореограф отметит 57-летие, а его труппе с игривым названием La La La Human steps исполнился 31. Лок работает в лучших театрах мира, раз в год-полтора создает новый спектакль для родного коллектива и отправляется с ним в мировое турне. В 2003-м он впервые добрался до России и показал «Амелию», которую охарактеризовал как историю одного трансвестита. Прибывшие на спектакль представители этого контингента ничего подобного на сцене не обнаружили.
Свой новый опус Лок назвал без затей: «Новая работа Эдуарда Лока». Вот такое модное поветрие среди заокеанских хореографов. В минувшем мае Алексей Ратманский, работающий в Американском балетном театре, аналогичным образом озаглавил свою постановку на музыку Стравинского. И это правильно — пусть ни у кого не возникает желания загнать свободную хореографическую мысль в сюжетно-ассоциативные тиски. Пусть будет просто «работа» или, если хотите, «автопортрет» хореографа на данном этапе его развития. Вглядевшись в изображение Лока образца 2011-го, можно констатировать: хореограф не поступился своими танцевальными принципами, по-прежнему уважает видеоарт и всерьез задумался о конечности бытия.
Организаторы шоу не оценили изящества авторского посыла и ознакомили зрителей со своей версией спектакля. Перед началом импозантный ведущий сообщил, что в балете использованы два античных сюжета, потому как композитор Кевин Брайерс в своем опусе объединил сразу две великие оперы: «Дидону и Энея» Перселла и «Орфея и Эвридику» Глюка. Заслуженный эпатажник от музыки действительно порезвился. В его квазибарочном сочинении разные в общем-то композиторы оказались похожими, как однояйцевые близнецы, причем ария Дидоны, где солировал заливистый саксофон, подозрительно напоминала арию Орфея.
Смелые эксперименты соавтора не подвигли Лока на ответные манипуляции. Шесть мужчин в серых пиджачных парах и шесть женщин в черном трико (одна из них Диана Вишнёва, но о ней ниже) исполнили серию вполне самодостаточных и типично локовских дуэтов и ансамблей. Главным их достоинством стала скорость, скорость и еще раз скорость. Количество движений в единицу времени зашкаливало. Когда с невероятным темпом не справлялись ноги, в ход шли мелкие, резкие движения рук. У зрителей с плохим вестибулярным аппаратом от непривычки кружилась голова, да и привычные к хореографическим вывертам балетоманы чувствовали себя не в своей тарелке. Лок, видимо, и сам понял, что перебрал, поэтому для отдохновения предложил философские паузы. С колосников спустились два экрана. На одном поочередно появлялись изображения артисток труппы, на другом — они же, но лет этак через 40. Молодость, как водится, победила. В финале уходящую натуру заместило гигантское изображение фосфоресцирующей балеринки, ритмично перебирающей ножками.
В оптимистическом образе угадывалась прима Мариинского театра Диана Вишнёва, вступившая в тот окаянный для балерин возраст, когда день идет за год. Родная Мариинка ролями ее не балует, вот и колесит Диана по миру в поисках партий и хореографов. Лок и его труппа стали очередной палочкой-выручалочкой, и, надо сказать, очень неудачной. В сверхскоростную эстетику канадца Диана, сызмальства привыкшая длить движения, просто-напросто не вписалась, молниеносных пробежек вкупе с вращениями штопором, что называется, «не усекла» и на фоне мускулисто-напористых танцовщиц выглядела инопланетянкой. Если бы труппа Лока ориентировалась на звезд-солистов, эту «инакость» можно было бы как-то оправдать. Но La La La Human steps — ансамбль, где один за всех и все за одного. Работает он с бесперебойной точностью годами отлаженного механизма, а наша Диана, увы, оказалась в нем лишней деталью.