Дело «Аль-Каиды» продолжат ее подражатели

Директор ЦРУ Дэвид Петреус, подводя итоги десятилетней борьбы с международным терроризмом на слушаниях в конгрессе, назвал ядро «Аль-Каиды» значительно ослабленным. В разведсообществе США полагают, что террористического запала ядра организации хватит не более чем на два года.
Но не так все просто. Даже если прогноз сбудется, это станет лишь промежуточным эпизодом в долгой антитеррористической борьбе.
— Группировки типа «Аль-Каида» являются многоуровневыми сетевыми корпорациями, — говорит президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер. — У них и так никогда не было единого жесткого центра. Это многоячеистая организация, большинство из подразделений которой далеко не всегда однозначно или вообще подчиняется центру.
По словам эксперта, американцы не впервые рапортуют об успехах на антитеррористическом фронте. Любому чиновнику необходимо отчитаться перед налогоплательщиками и избирателями. В действительности же уничтожены лишь отдельные функционеры организации, но на их месте сразу появляется несколько новых. На место врага № 1 всегда будут назначаться новые люди, группировки, организации.
К тому же основной угрозой для Америки может стать не только набившая оскомину «Аль-Каида», но и ее многочисленные подражатели, например, «Аль-Каида на Аравийском полуострове», способная вполне самостоятельно осуществлять террористические акции, а также не менее опасный «Талибан».
Только накануне завершилась операция по ликвидации боевиков, напавших на посольство США в Кабуле и ряд правительственных объектов. За последние несколько месяцев это уже третья крупная резонансная вылазка талибов. А в свете планируемого вывода иностранного военного контингента из страны в 2014 году ситуация выглядит еще более пессимистично.
— Регион Центральной Азии исламизируется быстрее, чем общество успевает к этому адаптироваться, — опасается директор Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Алексей Власов. — Ислам распространяется особенно в молодежной среде, и многие поддерживают радикальные его формы, в том числе молодые чиновники и бизнесмены.
Это заметно даже по Казахстану, который считался куда более светским обществом, чем Таджикистан или Узбекистан. Когда не решаются социальные вопросы, появляются деструктивные силы. Как полагает Власов, первична здесь социальная структура, а религия на втором месте.
— Можно напомнить об огромном количестве так называемых гастарбайтеров из Средней Азии, как легальных, так и нелегальных, — предостерегает Иосиф Линдер. — В условиях относительной прозрачности границ с Россией этот канал может с успехом использоваться террористами.
В таком случае уже в недалекой перспективе даже легально приехавший трудовой иммигрант может оказаться потенциальным террористом.