Служебный обман

В Петербурге начался процесс по громкому «делу Полярной академии». 70-летнего проректора Владимира Лукина обвиняют в организации заказного убийства — по его просьбе наркоман с ножом должен был убить беременную Кермен Басангову, ректора Государственной Полярной академии в Санкт-Петербурге. Защита настаивает: «покушение» было спектаклем, который устроила жертва, чтоб захватить власть в вузе. В тонкости истории предстоит теперь вникнуть присяжным.
Этого процесса ждали больше трех лет — с того самого дня в апреле 2008 года, когда сначала по Петербургу разнеслась новость о зверском убийстве Кермен Басанговой, находящейся на последнем месяце беременности, а потом выяснилось, что трагедия — это милицейская инсценировка. Правоохранителям пришлось прибегнуть к ней, чтобы вывести на чистую воду предполагаемого заказчика преступления — 70-летнего проректора Владимира Лукина. В милицию, оказывается, добровольно явился исполнитель и рассказал, что его наняли для убийства беременной женщины. Он же сыграл в спектакле одну из главных ролей.
По версии следствия, в апреле 2008 года Лукин решил устранить Басангову, успевшую проработать ректором три месяца. До этого должность бессменно занимала супруга Лукина — Азургет Шаукенбаева, которая в начале 90-х основала вуз и добилась для него государственного статуса. В конце 2007-го ей пришлось оставить ректорство из-за достижения предельного возраста. Чтобы не утратить контроль, Шаукенбаева продвинула на должность свою протеже — Басангову, а Лукин должен был, оставаясь первым проректором, присматривать за «девочкой», как называли молодую руководительницу ее пожилые покровители.
Но «девочка», полагает обвинение, вышла из-под контроля. Она обнаружила финансовые нарушения со стороны первого зама и якобы пригрозила ему уголовным делом. За это, утверждает обвинение, Лукин ее «заказал». В ходе следствия версия о финансовых махинациях не подтвердилась, и несовершенное убийство так и осталось без мотива. Но на судьбу Лукина это не повлияло.
Вину признали организаторы преступления — отец и сын Жаворонковы — заведующий гаражом и водитель академии. Оба уже осуждены, получили по условному сроку. Обвинения в адрес Лукина построены главным образом на их показаниях, данных в рамках сделки с правосудием. К делу, кроме того, приобщены аудиозаписи: Жаворонков-младший передает деньги исполнителю и при этом, ссылаясь на отца, говорит о заказчике. Имен никто не называет. Однако по контексту следствие делает вывод, что заказчик — Лукин.
Существует и другая версия событий: Басангова сама устроила «инсценировку инсценировки», чтобы избавиться от «надсмотрщика» Лукина. Пожилой проректор пользовался в академии авторитетом и, по одной из версий, мешал «девочке» прибрать к рукам бюджетные деньги.
После возбуждения уголовного дела в отношении Лукина из академии вынуждены были уйти и другие проректоры и преподаватели, об этом «Известиям» рассказал источник в вузе.
Спустя год проверки в академии обнаружены нарушения уже со стороны администрации Басанговой. Так, выяснилось, что студенческие общежития сданы под гостиницы, где группы туристов размещают за «черный нал».
Скандалом обернулся и первый выпуск при Басанговой: вчерашние студенты Полярной академии получили дипломы, в которых стояла поддельная подпись председателя Госкомиссии. Этот факт «Известиям» подтвердил и сам профессор Юрий Мишальченко, чей автограф подменили. Работу после этого потеряли только мелкие исполнители — секретарши, заместительницы деканов.
Об итогах работы Басанговой говорят результаты нынешней приемной кампании. Как утверждают источники «Известий» в академии, из-за недобора на бюджет 30 из 210 мест Министерство образования передало другим вузам. Учиться на коммерческой основе пришли пять человек. На новый факультет искусств, открытый Басанговой год назад, этим летом поступили всего трое.