Бориса Краснова выставили в уголовном деле

Стала известна скандальная подоплека попытки рейдерского захвата в Москве компании «Инконнект» группой чиновников и бизнесменов, в которую входил и известный художник-сценограф Борис Краснов. Как выяснилось, Краснов и чиновники Минпромторга планировали получить госконтракт в 365 млн рублей на оформление российского павильона на всемирной выставке ЭКСПО-2012 в Корее, но их опередила фирма «Инконнект». После этого, как считает следствие, они и решили захватить компанию вместе с контрактом.
Борис Краснов стал героем криминальных хроник 31 августа текущего года, когда был задержан в Москве вместе с директором департамента внешнеэкономических отношений Минпромторга Сергеем Шиловым, замначальника отдела выставок этого же ведомства Юрием Богдановым,
замгендиректора некоммерческого партнерства «Спортивное информационное
агентство Олимпийского комитета России» Олегом Литошенко и юристом ЗАО «ИК
Магма» Игорем Дунаевым. Всех их подозревают в вымогательстве и попытке
рейдерского захвата фирмы «Инконнект», специализирующейся на организации
выставок и консалтинговых услугах.
Краснов и руководители «Инконнекта» познакомились в 2010 году, когда компания выиграла тендер Минпромторга на организацию Российской национальной выставки в Париже. Заказ на сценографию и церемонию открытия выставки получила фирма Бориса Краснова — Krasnov Design.
— Минпромторг не только «рекомендовал» нам работать с Красновым, но и лез во все дела, — рассказал источник в «Инконнекте». — Краснов оформил выставку в русско-лубочном стиле: вместо инновации посетителей встречала толпа перерослых матрешек. Выглядело это просто ужасно.
Госконтракт на оформление российского павильона на выставке в Париже составил 229 млн рублей. Сколько именно из этих денег досталось Краснову, до сих пор неизвестно.
— Откаты при организации выставок достигают 30–50%, — рассказывают участники выставки в Париже. — Только за право участия в тендере нужно было отдать 1 млн рублей. Плюс оплатить чиновникам и их женам командировки за границу.
Источники «Известий» утверждают, что визы, перелет, проживание чиновников и их семей оплачивали организаторы выставки и расходы их не смущали. В выставочном бизнесе Минпромторг считается самым выгодным клиентом, который размещает многомиллионные заказы с участием первых лиц государства.
Осенью 2010 года Борис Краснов получил подряд на разработку концепции и сценографии крупнейшей мировой выставки ЭКСПО в Шанхае. Конкурс вновь проводил Минпромторг. Однако в этот раз художника ожидало громкое фиаско. Дизайнер сделал ставку на Незнайку из сказочного Цветочного города, но китайцы восприняли его как отрицательный персонаж, знакомый им по комиксам. Имя сказочного мальчика в переводе с китайского звучало как «маленький невежда». Выставка была посвящена урбанизации, городам будущего, новым технологиям, но в российском павильоне, построенном в форме славянской деревни, обитали циклопические стрекозы, грибы-мутанты, цветы и ягоды самых кислотных расцветок.
Первоначальный контракт с ВВЦ, выигравшим тендер, был заключен на сумму 224,2 миллиона рублей. Но вскоре бюджет вырос в семь раз — до 1,5 млрд рублей. Часть денег в спешном порядке было выделено для изменения концепции российского павильона.
Краснов рассчитывал получить контракт на оформление российской экспозиции на Всемирной выставке ЭКСПО-2012 в Ёсу (Корея). Однако он остался не при деле. Тендер на заказ в 365 млн рублей выиграла компания «Инконнект», которая не стала приглашать Краснова, а объявила открытый архитектурный конкурс на проект-идею российского павильона. За первое место был объявлен приз 80 тыс. рублей. Еще по 20 тыс. полагалось в качестве утешительной премии четырем участникам, занявшим вторые места.
Оставшись в стороне от проекта ЭКСПО-2012, Краснов и его коллеги-чиновники начали жесткие переговоры с гендиректором «Инконнекта» Татьяной Садофьевой. По версии Садофьевой, Краснов с компанией угрожали ей и требовали переписать на них 100% уставного капитала фирмы, оценивающийся в 5,6 млн рублей.
— Фактически их целью был рейдерский захват нашей компании путем изменения состава учредителей, — утверждают в «Инконнекте». — Задача была в том, чтобы забрать себе компанию с именем вместе с портфелем заказов.
Краснов же утверждает, что просто хотел помочь «Инконнекту» советом.
Эксперты сомневаются в том, что Краснов собирался заработать на госзаказе.
— По закону выставочные компании не могут зарабатывать по госконтрактам более 15%, поэтому желающих работать в этом секторе немного, — объяснила «Известиям» представитель компании «Евроэкспо» Татьяна Мехоношина.
Судя по всему, в этой истории Бориса Краснова интересует мощная имиджевая составляющая выставки, которая бы открыла бы ему дорогу к оформлению открытия Олимпийских игр в Сочи. До последнего момента он считался главным претендентом на эту роль.
— Краснов сам говорил, что хотел бы получить такую возможность. И в Ванкувер в свое время ездил не просто как турист, а присматривался к тому, как там все организовано, — вспоминает один из коллег Краснова.
Теперь Краснову придется решать вопросы со следствием.
— Мы с моим клиентом пока не определились с позицией, — заявил адвокат Краснова Александр Добровинский. — Борис Краснов пока находится в статусе подозреваемого. У следствия есть 10 дней, часть из которых уже прошла, чтобы определиться с обвинениями в адрес Бориса.