Верховный суд заступился за Хрипатого

Верховный суд России отменил приговор 40-летнему самарцу Владимиру Липову, известному как Вова-Малой и Хрипатый. Весной Липов был приговорен к 25 годам лишения свободы за организацию серии заказных убийств, грабежи и разбойные нападения. Теперь дело Липова направлено на новое рассмотрение.
Вова-Малой был задержан летом 2008 года в Крыму, где жил по чужому паспорту. Липова выдали характерные приметы — яркие наколки и хриплый голос. На тот момент Липов, член так называемой интермебелевской ОПГ, больше года находился в федеральном розыске.
В декабре 2006 года во дворе собственного офиса был застрелен гендиректор нефтяной компании «Итера-Самара» Александр Самойленко — лицо из ближнего окружения тогдашнего губернатора Константина Титова. Следствие велось в усиленном режиме, и через три недели в Ульяновской области был задержан подозреваемый Сергей Капранов. Бывший десантник, отбывающий сейчас наказание в крытой тюрьме в Димитровграде, дал показания на Липова и остальных членов его группировки.
Позднее в суде Капранов заявил о физическом и моральном давлении, оказанном на него в следственном изоляторе, и отказался от всех признаний. Трое фигурантов дела — Дмитрий Савин (Сава), Сергей Носков (Косой) и Сергей Рожков (Рожок) — до сих значатся в розыске УВД Самары.
Кроме убийства Самойленко, членам группировки было вменено участие в двух вооруженных нападениях на «обнальщиков», налет на ТЦ «Мир кожи», а также расстрел инкассаторов и убийство замдиректора компании «Нефтеотдача» Анатолия Афанасьева.
Всего в обвинении фигурировало шесть трупов. Почти все преступления совершались по схожему сценарию: шквальный огонь из автоматов, затем быстрое отступление на угнанной или арендованной машине, которая сжигалась неподалеку вместе с оружием.
Летом 2009 года во время этапирования на психиатрическую экспертизу Малой убежал от конвоя, но его догнали. Липов сообщил милиционерам, что хотел «сбегать за мороженым». За побег он был осужден к 1,5 года в колонии общего режима. Вскоре областной суд начал рассмотрение дела о бандитизме — в вину Липову было вменено 13 составов преступления, включая четыре убийства при отягчающих обстоятельствах. Дело рассматривала коллегия присяжных.
Липов с самого начала суда занял позицию активной защиты: вину не признавал, заявлял в СМИ об ангажированности правоохранительных органов и даже вел из тюрьмы интернет-блог под именем mann2011.
Что доказательная база следствия в отношении Малого довольна слаба, признавали и сами силовики. «Если мы не соберем достаточно доказательств, мы прекратим преследование», — говорил о деле Липова руководитель областного следственного комитета Виталий Горсткин.
Фактически в деле не было ни одного прямого доказательства вины Малого. На все эпизоды Липов и его защита предоставили алиби, его не опознали допрошенные свидетели налетов. Данные экспертизы крови, пота и кожных выделений, изъятые на автоматах, из которых стреляли в Самойленко и Афанасьева, и на шапочках, брошенных налетчиками в переулке Тургенева после нападения на «обнальщика» Яковлева, не совпали с данными экспертиз Вовы-Малого.
На раннем этапе следствия оперативники УВД даже эксгумировали тело умершего брата Липова, чтобы получить образцы ДНК, но и это мало помогло. Правоохранители до сих пор сами не определились, кто именно стрелял в Самойленко: Савин или некий московский «спец».
На Вову-Малого работала и его личная харизма — он обладает значительным обаянием. Однако весной присяжные признали его виновным по всем пунктам. Приговор суда был оглашен в апреле — 25 лет лишения свободы, их них первые 10 лет в тюрьме, остальные — в колонии строгого режима.
Но приговор продержался недолго — Верховный суд удовлетворил кассационную жалобу. «Приговор отменен в связи с незаконным составом суда, срок полномочий старшины присяжных закончился в 2008 году. В адрес председателя облсуда Любови Дроздовой внесено частное определение. Дело Липова направлено на новое рассмотрение», — рассказал адвокат Сергей Горбачев.
Вова-Малой в настоящее время знакомится с материалами своего нового уголовного дела. Согласно данным следствия, в январе он избил конвоира, который ударил его по лицу. Липов утверждает, что конвоир был пьян.