«Мы приспособились к тому, что турецкие борцы мажутся маслом»
— В прошлом году вы заняли на московском чемпионате мира второе место, проиграли Хетагу Газюмову из Азербайджана. Сейчас что-то изменили в своей подготовке?
— Конечно. В прошлом году я проигра и был уверен, что на этот раз не буду бороться на чемпионате мира. Но главный тренер попросил меня присутствовать на сборах, а когда я приехал, тренеры приняли решение, что выступать буду все-таки я. У меня больше опыта, чем у выигравшего чемпионат России-2010 Ибрагима Саидова. Я не раз выигрывал чемпионаты мира, выиграл чемпионат России, готовился целенаправленно. Надеюсь, что результат улучшиться.
— Реванш у Газюмова взять принципиально?
— Тогда я проиграл в первую очередь самому себе. Подошел к соревнованиям не в той форме и не с тем настроем. Сейчас я чувствую, что готов выигрывать. Специально на Газюмова не настраиваюсь. В мире много сильных спортсменов. Весовая категория до 96 кг одна из самых сильных как в России, так и в мире. Газюмов один из главных конкурентов, но есть и другие. Иранец, американец, сильный грузин — соперников много. За их выступлением на различных турнирах я внимательно следил, чтобы иметь представление об их борьбе. А настраиваться нужно на каждого.
— Насколько, по-вашему, важна внутрироссийская конкуренция?
— У нас есть ребята, которые не слабее тех, кто выступает на чемпионате мира. Это очень хорошо. Ведь в борьбе очень важен спарринг. Есть возможность перед ответственными соревнованиями тренироваться с сильными спортсменами. Ребята подстегивают, не дают расслабляться, держат в тонусе.
Некоторые люди хотят, чтобы не было конкуренции. Это неправильное мышление. Когда конкуренции нет, хочет спортсмен этого или не хочет, он расслабляется. И тогда на чемпионате мира ему бывает сложнее. А если он внутри страны готовится, постоянно находится в форме, на международных соревнованиях ему намного легче.
— Чемпионат мира проходит в Турции. О хитростях, которые используют спортсмены этой страны, — мажутся маслом, давят на арбитров — многое известно. Ожидаете каких-то сюрпризов?
— Не думаю, что они будут. Про масло все уже знают и приспособились с ними бороться.
Кроме того, на сегодняшний день в Турции нет явных лидеров. В некоторых весах они могут побороться за медали, и то не за золотые. В 120 кг есть у них чемпион мира Фатих Чакыроглы, но и наш трехкратный чемпион мира Билял Махов, и Артур Таймазов из Узбекистана поопытнее и посильнее. Чемпионат мира все-таки выше по уровню, чем чемпионат Европы. Недооценивать хозяев нельзя, есть крепкие ребята, которые могут упереться. Но чего-то особенного я от них не жду.
— Вы уже много лет боретесь на самом высоком уровне. Откуда берете силу и мотивацию?
— Просто я забываю про те победы, которые были, и не живу вчерашним днем. Конечно, они дают дополнительный опыт, стимул. Но главное, есть желание покорять новые вершины, и я готов это делать. Подстегивает еще семья и дети — они дополнительный стимул. Я еще не старый, на пенсию не собираюсь. И не согласен с теми, кто говорит, что спортсменам, которым под или за 30, надо заканчивать.
Уже доказано, что бороться и выигрывать Олимпиаду можно и в 32, и в 34, и в 35. Вспомните Бувайсара Сайтиева. Лишь бы было желание, стремление и цели.
— После побед борцы часто получают хорошие призовые. А какое значение денежная сторона спорта имеет лично для вас?
— Слава — это хорошо. Но спорт, борьба, тренировки — тяжелая и напряженная работа. Ребята зарабатывают и на это живут. У меня, например, нет своего бизнеса, я живу спортом.
Но все-таки лично для меня борьба — больше, чем работа и премиальные. Для меня это смысл жизни. Я этим живу, меня это радует. Работая на сборах, ты получаешь колоссальный адреналин. Сама возможность порадовать своих родных, близких, поклонников очень подстегивает.