Общественники нашли в «Столичном образовании» много «воды»

Общественный
совет Москвы на заседании 11 августа раскритиковал программу «Столичное
образование 2012–2016». По мнению
экспертов, в документе — общие слова и нет конкретики. На главные вопросы — как и за счет чего
изменятся московские школы, с помощью чего решатся проблемы с «нерусскоговорящими» детьми мигрантов и как
будет отслеживаться рост качества — ответов нет.
Напомним, что
черновой вариант программы «Столичное образование 2012–2016» московское правительство утвердило в июне. До сентября документ должен пройти публичные
слушания. С учетом поправок отредактированный вариант окончательно планируется
принять в сентябре. Главный посыл
разработчиков — в Москве при кажущемся избытке школ (1515 государственных и 146
коммерческих) существует нехватка «качественных». К 2016 году чиновники
намерены этот недостаток устранить. В
школах введут «московский стандарт качества», сделают прозрачное
финансирование и привлекут к управлению родителей.
— Везде тезисы, а как и за счет чего это будет сделано — ни
слова, — кипятится член общественного совета Москвы, замдиректора фонда
«Просвещение» Нодари Хананашвили. — Нигде не прописан механизм реализации. Взять
хотя бы «московский стандарт». Что он означает:
пять уроков математики в день или шесть русского? Чем московский будет отличаться от
федерального, который до конца до сих пор не разработан?
«Вода»,
отмечают эксперты, присутствует практически во всех программных разделах. Даже вопросы финансирования освещены весьма
туманно. За пять лет на модернизацию образовательных сфер планируется потратить
примерно 1,5 трлн рублей. Но на какие мероприятия пойдут деньги — непонятно. В главе «Характеристика
текущего состояния» говорится о дефиците детсадов. В пояснительной записке авторы «Столичного образования»
оптимистично заявляют, что этим летом
проблема была практически сведена к нулю.
Однако прогнозируют, что в сентябре детсадовская очередь вырастет до 13
тыс. человек. Общественники же
утверждают, что на самом деле дошкольное бедствие еще более масштабно.
Директор
центра образования № 1828 «Сабурово» Самуил Горловский встревожился по поводу того, что
один из тезисов программы — избавление от пожилых педагогов.
— К 2016 году
доля школьных учителей до 30 лет должна составлять не менее 30%. Откуда
взялась эта цифра? И где мы будем брать молодежь, учитывая, что педуниверситеты
сокращают программы? — волнуется Горловский.
В
департаменте образования Москвы с критикой частично согласились. И пообещали не обижать «возрастных»
учителей.
— Этот
показатель в окончательном варианте
будет скорректирован, — пояснил общественникам Вениамин Каганов,
первый заместитель руководителя департамента образования Москвы. — Доля учителей до 30 лет должна составить 25%. Сейчас их 17%. У нас расширяется
сеть учреждений, туда и должны прийти новые люди. Опытных педагогов трогать никто
не собирается.
Однако обвинения
в неконкретности чиновник отвергает. По
его словам, после принятия общегородской программы «Столичное образование»
каждая школа и детсад должны разработать свои мини-планы по достижению успеха.
Там и будут значиться конкретные
мероприятия. То же самое касается
«московского стандарта качества». Он начнет разрабатываться в конце этого года.
— Мы
постараемся учесть конструктивные
замечания в окончательном варианте документа, — заверил членов общественного
совета Вениамин Каганов. — Хотелось бы обратиться к родителям. Школа несет
ответственность перед ними. Но очень трудно, если нет взаимодействия. Может быть, стоит на родительских собраниях
поднять деликатную тему ответственности родителей перед школой? Вопрос сложный, и сами мы его инициировать не
можем. Но если дискуссия возникнет, обязательно примем в ней участие.