Северный морской путь увеличит грузооборот в 50 раз

6 августа в Нарьян-Маре секретарь Совета безопасности Николай Патрушев провел совещание с руководителями приарктических регионов. Обсуждали перспективы освоения сырьевых ресурсов Арктики и возможные финансовые источники, которые потребуются.
Все амбициозные планы России по освоению Арктики связаны с Северным
морским путем. Юридический статус этой старейшей транспортной артерии до
сих пор не закреплен. Но Минтранс уже внес в правительство
законопроект, устраняющий данную проблему. Для развития СМП создадут
специальную администрацию, которая будет полностью обеспечивать работу
этого транспортного канала.
Но главная задача — строить ледоколы. Сейчас на трассах СМП работают 10
ледоколов, однако только два из них — «Ямал» и «50 лет Победы», который
построили в 2007 году, — не выработали еще свой ресурс. Стоит отметить,
что у «Ямала» срок выработки ресурса заканчивается в 2011 году.
Заменять эти суда пока нечем, но планируется построить один атомный и
три дизельных ледокола. Один из участников совещания рассказал, что было
решено начать с 2012 года финансирование строительства еще трех атомных
ледоколов.
По подсчетам Минтранса, грузопоток по СМП к 2020 году увеличится до
64 млн т в год, а к 2030-му — до 85 млн т. Для сравнения: в 2010 году общий грузооборот
на Севморпути составил 1,8 млн т, при том что в 1987 году
перевезли 6,6 млн т. При этом удастся сократить срок доставки грузов
из Европы в Азию в среднем на 10 суток. Но это при условии, что все
планы правительства по развитию СМП будут реализованы.
Потенциальная база — нефть
и конденсат с Центрально-Харасавэйского, Новопортового, Штокмановского
месторождений, месторождений на шельфе Баренцева моря и
Тимано-Печорского, газ с Ямала, продукция «Норильского никеля» и
северный завоз.
Сам Патрушев на встрече в Нарьян-Маре признал, что состояние
инфраструктуры СМП не отвечает требованиям по защите национальных
интересов России.
— Из-за этого снижается инвестиционная
привлекательность этой главной ресурсной базы страны, — заявил Патрушев. — Это
негативно влияет на обеспечение военной безопасности в Арктике.
В
таких условиях важные объекты в Арктике становятся очень уязвимыми. Один
из участников встречи рассказал «Известиям», что в решении, принятом по
итогам совещания, есть отдельный пункт по усилению защиты этих объектов
от террористических атак.
Патрушев очень аккуратно сказал о
средствах навигации на СМП, отметив, что сейчас ими обеспечены только
западные районы Арктики, в то время как основная часть природных
ресурсов расположена в восточной. Источник «Известий» в Минтрансе более
детально обрисовал ситуацию.
— Контроль за навигационной
обстановкой на значительном участке трассы практически отсутствует.
Установленное еще во времена СССР навигационно-гидрографическое
оборудование изношено. В таких условиях моряки определяют координаты с
помощью ГЛОНАСС и GPS, но они не обеспечивают необходимой точности в
высоких широтах. Спутниковая и сотовая связь там тоже не работают,
поэтому для переговоров используют примитивные УКВ-передатчики.
Другая
проблема заключается в том, что далеко не на всем протяжении СМП
доступен для спасателей. На некоторых участках рядом просто нет
необходимой спасательной техники. Однако в Минтрансе обещают исправить
эту ситуацию — к 2015 году будет построено 37 аварийно-спасательных судов.
Откуда деньги? Одним из источников станут добывающие компании, которые работают или только собираются работать в Арктике. Их нагрузят дополнительными обязательствами, в том числе и по поддержанию транспортной инфраструктуры. Речь идет о таких компаниях, как «Газпром», НОВАТЭК и «Роснефть», которым поручено вместе с Минприроды подготовить свои предложения по созданию нового центра нефте- и газодобычи в регионе.