Фондовые индексы вернулись в кризисный год
В пятницу мировые финансовые рынки продолжили стремительное падение после обвала, случившегося в четверг. За несколько часов перед закрытием торгов все ведущие американские индексы рухнули. Nasdaq и S&P упали разом на 5,1% и 4,8% соответственно. А DowJones потерял 4,3%, упав до минимумов 2008 года. Подешевели также нефть и золото.
Панические настроения на рынке вызвала очередная порция американской макроэкономической статистики. Инвесторы, у которых за последние недели и так не раз сдавали нервы в связи с возможным дефолтом США, массово впали в форменную истерику и ударились в распродажи.
— На американских площадках разыгрывается карта рецессии американской экономики, — объясняет причины паники директор Центра макроэкономических исследований BDO в России Елена Матросова. — Макроэкономическая статистика явно показывает, что потребительский спрос падает. Этому способствует решение о сокращении бюджетного дефицита в США. В долгосрочной перспективе американскую экономику ждет серьезный спад.
С этим мнением согласен и аналитик «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
— Начавшееся падение рынков приведет к новому этапу рецессии, — говорит он. — Фондовые индексы — это опережающие индикаторы: то, что мы видим сейчас на рынках, через полгода проявится в реальной экономике.
При этом пока драйвера для того, чтобы вытащить экономику из застойного состояния, ни власти США, ни эксперты не видят. Поэтому в Америке усилились разговоры о том, что Федеральной резервной системе (ФРС) придется запустить третий этап количественного смягчения. Дабы подпитать экономику новой порцией денежных средств. Хотя глава ФРС Бен Бернанке в июне и дал совершенно определенно понять, что третьего этапа не будет. Российские аналитики тоже не исключают возможности того, что программа будет запущена.
— Очевидно, что политику в мире определяют владельцы нескольких крупных транснациональных банков. А средства сейчас им наращивать не из чего: новые отрасли, которые могли бы поднять промышленность, не развиваются, ценные бумаги дешевеют с каждым днем, денежным притокам взяться просто неоткуда. Единственный способ увеличить средства — запустить третий этап количественного смягчения, — уверен Алексей Вязовский.
Аналитики Банка Москвы Екатерина Горбунова и Ольга Сибиричева видят причину паники в демарше председателя Европейского центробанка (ЕЦБ) Жан-Клода Трише. В четверг он сообщил, что регулятор и дальше будет выкупать облигации проблемных стран, а также предоставлять европейским банкам ликвидность в виде полугодовых кредитов, чего не делалось уже полтора года. Кроме того, Трише наконец-то признал, что трудности Старого Света носят не временный, а тотальный характер. По мнению аналитиков, это могло сильно напугать инвесторов и привести к обвалу рынка.
Тем не менее не все эксперты уверены, что царящая на рынках паника является следствием и одновременно показателем начала серьезного финансового кризиса, который затронет весь мир. Начальник отдела доверительного управления Абсолют-банка Иван Фоменко расценивает все происходящее как отсроченную реакцию на неопределенность с планкой американского госдолга.
— Ситуация с планкой разрешилась, возник ажиотажный спрос на долговые бумаги, который ранее сдерживала угроза возможного дефолта. Так что ничего удивительного во вчерашней и сегодняшней распродаже активов я не вижу. Тренд можно считать устойчивым тогда, когда наблюдается явное увеличение межбанковской ставки LIBOR. В 2008 году после банкротства Lehman Brothers, с которого начался мировой финансовый кризис, LIBOR подскочила до феноменальных значений, — рассуждает Фоменко.
Как бы там ни было, «кровавый четверг», как его уже успели окрестить трейдеры, наглядно продемонстрировал, что у инвесторов практически не осталось безопасных инструментов для сохранения средств. Весь мир смотрит на Америку, пытаясь предугадать, какое следующее телодвижение совершит эта финансовая махина, и мечется в поисках правильного решения. Однако те шаги, которые начинают предпринимать США для спасения своей экономики, вряд ли можно считать эффективными.
Ведущий аналитик «Арбат Капитал» Михаил Завараев считает, что слухи о третьем этапе количественного смягчения небеспочвенны, учитывая привычку властей США «тушить пожары деньгами».
— Деньги вводят в экономику для того, чтобы снизить ставки по кредитам для конечных заемщиков, — говорит Завараев. — Но в условиях нестабильной экономики потребители все равно не готовы кредитоваться. Это видно по состоянию рынка потребительского и ипотечного кредитования. Денежные вливания — это наркотик, который со временем действует все меньше.
Эксперты Банка Москвы полагают, что обвал может быть краткосрочным. Пройдет коррекция, и тренд изменится. Сегодня выходят немецкие и английские статданные, которые могут придать уверенности быкам, которые на время забудут об американских проблемах.