«Я бы каждому школьнику показывал: смотри, это твоя страна, тут круто. Но нормальных дорог туда нет»
- Мнения
- Общество
- «Я бы каждому школьнику показывал: смотри, это твоя страна, тут круто. Но нормальных дорог туда нет»
Из Москвы выходит десять трасс с префиксом М — дороги федерального значения, которые соединяют
М(аскву) со столицами сопредельных государств и иных
образований.
Они очень разные по качеству. Дорога на Ригу просто
позорная, особенно когда заканчивается Подмосковье и начинаются владения
князьков-губернаторов. Дорога на Польшу через Смоленск почти отвечает
представлениям о современной трассе. Дорога на Питер хороша там, где не зависит
от городских бюджетов (здравствуй, Вышний Волочек).
М5 и М7 связывают европейскую часть
страны (она же Москва) с остальными девятью тысячами километров нашей собственной территории.
Вообще единственным источником так называемого патриотизма обычно служит знакомство с
собственной страной. И будь моя воля, я бы каждого школьника вместо похода
в музей свозил на Байкал. Смотри, это твоя страна, тут реально круто. Картинка в ТВ не заменит настоящей красоты, над которой лететь с Востока на Запад девять часов, как до Нью-Йорка через океан.
Но нормальных дорог в ту страну нет. «Жигуль» и «Хюндей» не пройдет. Для
воспитания остается телевидение, пельмени и майонез.
Три дня назад я поехал по М5 в сторону
Мордовии, чтобы еще раз посмотреть, как живут субъекты независимой
экономической деятельности — «шашлычники» поселка Умет.
Выезд из Москвы теперь занимает часы, самая медленная часть
путешествия. Выезжая по М5, вы просто мечтаете о том, чтобы скорее уже закончились эти
бесконечные рынки и торговые центры. Но вот, наконец, проехали Мячково — и начинается полет.
Дальнобойщики останавливаются
поесть и на ночлег на 420-м километре от Москвы, в поселке городского типа Умет. «Постоялый двор в степи», как трактует название словарь. При советской власти тут
была ж/д станция и деревообрабатывающий комбинат. Вокруг села, в том числе вымершие.
Умет вы узнаете по припаркованным фурам и вывескам на
небольших палатках, они же кафе, они же шашлычные по обе стороны дороги. «Едун», «Едок», «Люба»,
«Василек», «Солнышко» — один километр, второй, где-то в районе вывески
«МордДональдс» кафешки начинают редеть и переходят в лес, за
которым еще одно село с кафе «Националь».
Здесь есть даже гостиница. Не думаю, что
дальнобойщики могут себе позволить номер с умывальником и туалетом в коридоре
за 1800 рублей за ночь на одного, но тем не менее.
Самым живым с утра выглядело строение на сваях. Любовь
Васильевна и дочь ее ставят на стол борщ, салат и шашлык. «Мы тут десять лет
стоим», — говорит Люба. Не «живем», не «работаем» — «стоим». «Вот как дом сгорел,
так и пришлось зарабатывать шашлыками».
Все работники — мать и дочь — в фирменных фартуках (800 рублей штрафа за работу без). Почему
такое скудное меню? «А никто ничего больше не закажет». Существует ли
мордовская кухня? «Конечно — блины с луком, свекольная брага. Только
делают это по селам в престольные праздники».
Обед «у Любы» обходится в 350 рублей. Едем дальше — кафе
«Азия». Насколько тут настоящая азиатская кухня, спросим у хозяйки Юли, которая припарковала свои «Жигули» и колет дрова на заднем дворе. Давненько я не
видел колуна, да еще и в руках хрупкой женщины за 30. Она одна из немногих, кто
варит тут кофе.
«Мы приехали из Узбекистана, мама — кореянка.
Из азиатской кухни — манты. Вот уже десять лет работаю. Никого не нанимаю, за
работника сейчас надо платить безумный налог». А ты кем
себя чувствуешь, кореянка из Узбекистана? «Я русская.
Иногда кажется, что даже больше, чем люди с европейским лицом. Кстати, тут
хорошие люди. Есть, правда те,
кто, видя надпись «Азия», говорит — нет, мы тут есть не будем, какие-то черные, мусор, а не люди». А кем работала раньше? «Метрологом. Все
приборы со шкалой. Сейчас все стало цифровым, кому нужны метрологи?
А тут я нужна».
В соседнем кафе хозяйка Валентина. Пока разжигает мангал,
драит палубу. У Валентины лицо бывшей учительницы с ярко-синими глазами. «Все
начиналось с нескольких точек по продаже шашлыка. В девяностые тут было точек
четыреста. Сейчас двести. Из них живых — штук шестьдесят».
Почему остальные закрылись, объясняет ветеран движения
«шашлычников» Зина. «Конкуренции не выдерживают, у кого нет постоянных клиентов. После 2008 года меньше
стали тут проезжать, реже останавливаться. У них теперь суточные 350 рублей. Вот он приезжает и уже вместо первого-второго-третьего-и-компот просит
половину первого и все. Потому что ему еще второй раз надо поесть сегодня. И
еще стали ездить по другим трассам — они теперь лучше. И отпускников с детьми стало меньше — бензин дорогой».
420 километров — это как от Берлина до
Нюрнберга. Стоит ли говорить, сколько по германской трассе А9 встречается кафе и B&B?
— Зина, а на
ночлег почему не пускаете никого?
— Мы тут
бл…ства не потерпим. Оно мешает бизнесу. Тут только одна кровать,
чтобы отдыхать, мы работаем двадцать четыре часа.
Непонятно,
почему предложение организовать ночлег за небольшие деньги, как это и было
всегда в постоялых дворах, встречает такую реакцию. Местным видней.
Обратная дорога быстра и прекрасна, милиции не видать. И
денег у них на камеры нету, как у их рязанских коллег, которые специально не ставят указатели по
ограничению скорости, даже в населенных пунктах, по которым проходит
трехполосная скоростная трасса. Классическая схема, так
делают на Ленинградке, Новорижке и на М5. Они за день больше зарабатывают,
чем торговка шашлыком в Умете за месяц. Чем не причина для социальной
напряженности?
А с другой стороны, может быть, чем больше они будут шакалить, тем
тише будет месяц август? Хотя бы на трассе «Урал».