От младоконцептуалистов до сюрфантазеров
Принято считать, что художественная коллекция — это не просто сумма различных произведений, но еще и образный портрет самого собирателя, выражающий его индивидуальные вкусы и наклонности.
Исходя из этого тезиса, нетрудно выявить у Евгения Семенова склонность к концептуальной иронии и фантазиям в сюрреалистическом духе. Догадка подтверждается его собственными работами, поскольку Семенов — практикующий художник, близкий по эстетике к московскому концептуализму. Однако своих произведений он на нынешней выставке не показывает, поскольку должен соответствовать коллекционерскому амплуа. И хотя, по его признанию, «художник и коллекционер — это разные люди», ему все же удается совмещать в себе два вроде бы несовместимых призвания. Возможно, по той причине, что большинство авторов в его собрании — друзья и единомышленники.
Надо полагать, этой же причиной объясняется и необычное устройство выставки. Будучи сам себе куратором, Евгений Семенов решительно отделил экспонаты от информации об авторстве. Имена художников написаны на стенах по периметру зала, сами же произведения теснятся на стендах посередине. Идентифицировать их довольно затруднительно: надо или обладать большой предыдущей «насмотренностью», или заняться кропотливым исследованием уже на месте событий. Несколько негуманно по отношению к зрителям, зато акцентируется та самая «приватность», вынесенная в заголовок. Затейливый экспозиционный принцип намекает на то, что частная коллекция субъективна по определению и что ей чужда музейная классификация.
Даже в отсутствие бирок многие опусы легко узнаются — разумеется, если иметь априорное представление об этом круге авторов. Добрая половина из них относится к так называемым младоконцептуалистам, то есть к художникам, в 80-е годы на свой лад продолжившим прежние концептуальные практики. Это Павел Пепперштейн, Аркадий Насонов, Юрий Альберт, Леонид Тишков, группы «Фенсо» и «Четвертая высота». Хотя без ветеранов здесь тоже не обходится: на выставке можно встретить произведения Михаила Рогинского, Виктора Пивоварова, Игоря Макаревича, Елены Елагиной. В виде исключения (поскольку их трудно считать образчиками современного искусства) представлены работы легендарного художника Михаила Ксенофонтовича Соколова, много лет проведшего в сталинских лагерях. Это как раз яркий пример помянутой коллекционерской субъективности: вроде бы вещи не вписываются в сложившийся контекст, но владельцу чрезвычайно дороги.
В экспозиции преобладает графика, более того — графика печатная. Традиционно считается, что шелкографии и прочие тиражные произведения — это вроде бы «искусство второго сорта», «шедевры для бедных». Евгений Семенов подобному предубеждению не подвержен. Можно сказать, что это следствие его взглядов на изобразительное искусство в целом. Не существует «высоких» и «низких» жанров; ценностью обладает прежде всего воплощенная изобразительная идея. Вероятно, в такой постановке вопроса и содержится основное послание зрителям от «двух разных людей» — коллекционера и художника.