Реформа электроэнергетики по Чубайсу поворачивается вспять
Документ предполагает поэтапное, в течение нескольких месяцев объединение структур «Газпрома» и КЭС. На базе «Газпром энергохолдинга» могут быть слиты генерирующие компании «Мосэнерго», ТГК-1, ОГК-2, ОГК-6 (со стороны газового монополиста) и ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9 (от Вексельберга). Распределение долей в новой компании пока неизвестно, источники на рынке предполагают, что владелец КЭС, группа «Ренова», может получить блокирующий пакет (25% плюс одна акция) совместного холдинга. Сами стороны переговоры не комментируют. «Не могу сказать про это ни да, ни нет», — уклонилась от ответа начальник пресс-службы ООО «Газпром энергохолдинг» Мария Фролова.
Компания получится огромная. Если исходить из текущей капитализации «дочек», ее стоимость составит не менее $15 млрд. Объединенный производитель займет около четверти всего энергорынка, мощностей хватит для обеспечения четырех таких городов, как Москва. По оценке аналитика ИК «Финам» Алексея Ковалева, установленная мощность станций новой компании составит 52 ГВт и 118 Гкал/ч тепла. По сути, на оптовом рынке помимо «Русгидро», «Интер РАО» и «Росэнергоатома» появится четвертый крупный игрок, говорит аналитик ТКБ «Капитал» Алексей Серов. Причем новая компания станет крупнейшей тепловой.
«При таких условиях планируемая сделка наверняка вызовет определенные вопросы у антимонопольщиков», — убежден Ковалев. ФАС, по его мнению, выступит против создания еще одной доминирующей на рынке компании. Однако сделка, говорит Серов, скорее всего состоится, хоть и с предписаниями по продаже каких-либо активов. В ФАС комментировать возможную сделку отказались.
Трудности при слиянии могут возникнуть и из-за отсутствия единства в самих компаниях. Так, «КЭС-Холдинг» только недавно начал активно объединять свои мощности, и пока еще компании внутри него не перешли на единую акцию. И в нынешнем виде активы КЭС стоят дешевле, чем в то время, когда компания их приобрела. Активы «Газпрома» пока также не объединены. Работа над этим началась лишь между ОГК-2 и ОГК-6 на базе первой.
Новость об объединении активов компаний стала неожиданностью, говорят эксперты, но еще раз показала общую тенденцию к консолидации в отрасли. Для рынка это означает еще большее усиление влияния государства. «Оно увеличилось сейчас посредством регулирования, а если сделка состоится, увеличится еще и косвенно — через доли во всех крупных компаниях», — говорит Серов. Для контроля за ростом тарифов это, может быть, и хорошо, но на конкуренции скажется отрицательно.
«Фактически частные инвесторы «сдают» активы государству», — говорит генеральный директор независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Семен Бирг. По его словам, если они и дальше не будут понимать правил игры и в отрасли не будет рыночных условий, то иностранные инвесторы — немецкая компания E.ON и итальянская Enel — тоже захотят продать свои доли в ОГК-4 и в «Энел ОГК-5» государственным компаниям.