Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дом Мельникова: собственники спорят, здание рушится

В Государственном музее архитектуры обсуждали судьбу шедевра в Кривоарбатском переулке
0
Дом Мельникова: собственники спорят, здание рушится
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Государственном музее архитектуры имени Щусева состоялась пресс-конференция, посвященная судьбе знаменитого дома Мельникова в Кривоарбатском переулке. Однако о радикальном решении конфликта вокруг наследия великого архитектора говорить не приходится. 

Хотя в Москве насчитывается немало памятников архитектуры, далеко не все из них пользуются международной известностью. Дом архитектора Константина Мельникова безусловно принадлежит к числу легендарных строений, интерес к которым можно назвать всепланетным. К сожалению, юридический статус этого памятника до последнего времени оставался весьма туманным. На протяжении пяти лет шли судебные процессы, где оспаривались права собственности на дом. Это не позволяло предпринять практических шагов по обследованию фундамента и несущих конструкций — с тем, чтобы приступить к скорейшей научной реставрации. Между тем специалисты не первый год бьют тревогу по поводу сохранности сооружения.

Пришедшим на пресс-конференцию в МУАР могло показаться, что «смутное время» наконец-то позади. Тема ее звучала так: «Дом Мельникова: из судебного тупика – к созданию музея». В релизе сообщалось, что половина памятника уже передана государству и находится в оперативном управлении Музея архитектуры. Касательно другой половины (права на нее оспаривают между собой две внучки Константина Мельникова) предложена идея мирового соглашения, в результате чего дом полностью перешел бы в собственность государства с последующим устройством музея.

Более того, на самой пресс-конференции о готовности органов власти принять на себя ответственность за памятник сообщили и Александр Кибовский, руководитель департамента культурного наследия Москвы, и Дмитрий Сергеев, глава аналогичного департамента Минкультуры РФ. Проблема лишь в том, что финансирование любых проектов по реставрации возможно в том случае, когда единоличным собственником здания окажется государство.

В этом пункте и кроется главная закавыка. Как оказалось, упомянутая идея мирового соглашения на сегодняшний день остается благим пожеланием. Судя по выступлению Екатерины Викторовны Каринской, внучки Константина Мельникова, которая и является одной из сторон в затяжных судебных распрях, она совершенно не прочь отказаться от притязаний на долю собственности, но только при условии выполнения всех пунктов завещания ее отца, художника Виктора Мельникова. По словам Каринской, у нее пока нет уверенности в том, что Музей архитектуры отнесется к последней воле сына зодчего с должным пиететом.

Последовавшая за этим полемика обнаружила, что давние обиды, в том числе внутрисемейные, не забыты, и разногласия по поводу принципов организации дома-музея все еще не преодолены. Хотя именно его устройство все стороны конфликта, включая президента фонда «Русский авангард» Сергея Гордеева, недавно передавшего свою долю собственности на дом государству, называют важнейшим для себя приоритетом.

Константин Степанович Мельников во всем мире признан одним из самых выдающихся зодчих ХХ века. Он прожил долгую жизнь, однако востребованным, практикующим архитектором был менее двух десятилетий. Взлет карьеры Мельникова пришелся на 1920-е – начало 1930-х годов. В этот период по его проектам строились рынки, гаражи, рабочие клубы (все они сегодня считаются выдающимися памятниками архитектуры). Он также был автором планировки ЦПКиО имени Горького. Доверяли Константину Степановичу возводить и знаковые, «политически важные» объекты: упомянем хотя бы павильон СССР на Международной выставке современный декоративных и промышленных искусств в Париже или саркофаг для мавзолея Ленина. Однако в середине 1930-х Мельников подвергся резкой критике за «формализм». С того времени для него действовал негласный запрет на профессию.

Знаменитый дом в Кривоарбатском переулке Мельников выстроил на пике карьеры в 1927 – 1929 годах. По мнению искусствоведов, это сооружение относится к вершинам творчества автора. Позитивную роль сыграло то обстоятельство, что дом проектировался как частное владение. Мельников возводил свое «семейное гнездо» без оглядки на мнение стороннего заказчика, так что имел возможность не ограничивать воображение. Авангардная форма здания и его нетривиальная планировка по сию пору привлекают внимание не только любителей истории архитектуры, но и действующих проектировщиков.




Читайте также
Комментарии
Прямой эфир