Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Бессент назвал неразумным шагом возможный ответ Европы на пошлины США
Общество
В Башкирии арестовали имущество бывшего замглавы района на 44 млн рублей
Общество
На ЗАЭС возобновлена подача электроэнергии по линии «Ферросплавная-1»
Общество
Комика Останина обвинили в организации ОПГ
Спорт
Тихонов предложил назначить олимпийским чемпионам пенсию в 500 тыс. рублей
Авто
Китайским автомобилям предрекли сокращение доли рынка в РФ
Спорт
Тарасова оценила перспективы воссоединения Трусовой и Тутберидзе
Общество
Банк России опроверг информацию о массовых блокировках карт
Мир
На месте ж/д катастрофы в Испании обнаружили участки поврежденных путей
Мир
В Киеве рассказали о ситуации вокруг коммунального кризиса в стране
Мир
Движение «По-нашему» Карапетяна зарегистрировало в Армении партию
Мир
В Нидерландах пригрозили «схватить США за шкирку» из-за ситуации с Гренландией
Общество
В Госдуму внесли законопроект для защиты от «эффекта Долиной»
Общество
«Желтый» уровень опасности из-за гололедицы объявлен в Москве до вечера четверга
Мир
Швейцария пригласит РФ и других членов ОБСЕ на конференцию по кибербезопасности
Общество
ЦБ предложил запретить делать похожие на российские банкноты предметы
Мир
На Украине массово отметили Крещение 19 января

Авангардист в жерле вулкана

Световые эффекты Джеймса Таррелла в "Гараже"
0
Авангардист в жерле вулкана
Свет и пространство - главные инструменты Таррелла
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В столичном «Гараже» открылась выставка Джеймса Таррелла, который на протяжении почти полувека работает со светом и оптическими эффектами. За это время успела возникнуть профессия светодизайнера, однако Таррелл считает себя не «прикладником», а полноправным художником, движимым внутренними озарениями и способным воздействовать на человеческую душу.  

Когда говорят о «беспредметном искусстве», то обычно все равно подразумевают «предметность», материальность того, из чего создано произведение – например, холста и красок. А вот свет (хотя, по утверждениям ученых, он тоже материален) представляется нам субстанцией куда более эфемерной и загадочной, нежели многие иные. Его нельзя попробовать ни на вкус, ни на ощупь, трудно взвесить и измерить в доступных неспециализированному разуму единицах. С другой стороны, нет ничего более привычного для восприятия, чем свет или его отсутствие. Так что не приходится удивляться тому, что художники-абстракционисты вроде Джеймса Таррелла еще в 60-е годы прошлого века выбрали свет в качестве основного своего инструмента.

Авторы из тогдашнего арт-движения «Свет и пространство в Калифорнии» не имели в виду использовать полюбившуюся им «стихию» в утилитарных целях. Самым важным казалось производство опусов психоделического и одновременно исследовательского характера. К примеру, Таррелл в ту пору делал световые инсталляции, рождавшие иллюзию объема в ситуации, когда задействованы были только плоскости (пара-тройка подобных образцов представлена и на выставке в Москве). Еще он экспериментировал с голограммами, на которых опять же объемными выглядели фигуры из цветных лучей – эта практика в гастрольной экспозиции тоже обозначена. Наконец, с годами художник от отдельных объектов перешел к тотальным световым инсталляциям. Собственно, ради них и пришлось выстраивать в «Гараже» затейливый лабиринт из комнат, каждая из которых содержит ту или иную световую структуру.

Упомянем хотя бы произведение под названием Ganzfeld (другое его наименование — «Пуруша» — недвусмысленно отсылает к индуистским представлениям о мироустройстве), где зритель оказывается в пустом пространстве с переменным разноцветным освещением – от красного до фиолетового. Проект предполагает, что зритель должен потерять здесь ощущение реальности и пуститься в некое духовное путешествие сквозь времена и обстоятельства.

Честно признаться, на автора этих строк надлежащего воздействия инсталляция не оказала. Причем не сработало во второй раз за последние дни: ровно тот же проект демонстрировался недавно (и до сих пор демонстрируется) на биеннале в Венеции. От смены географических координат результат не поменялся. Но дело тут скорее в особенностях душевной организации конкретного испытуемого. Приходилось слышать и такие отзывы, что да, забирает, уводит чуть ли не в нирвану...

А еще можно испробовать на себе эффект от перформанса «Камера восприятия (Падение светового господства)». Участников этого эксперимента в горизонтальном положении поодиночке отправляют внутрь барокамеры, где на бедолагу обрушиваются световые и звуковые импульсы. Индивидуальные сеансы длятся по 14 минут, поэтому дождаться своей очереди трудно. Говорят, на протяжении работы выставки будет организована запись по телефону.

Разумеется, полутора десятками показанных в Москве работ творческий багаж прославленного «скульптора света» не исчерпывается. Скажем, здесь совсем нет произведений, включающих дневной свет или звездное небо. А это, между прочим, важная составляющая философии Джеймса Таррелла. Он не очень любит ограничивать себя рамками галерей и музеев. Главный проект его жизни – обустройство кратера Роден, что в Северной Аризоне. С 1972 года Таррелл занят преобразованием жерла потухшего вулкана в художественное пространство, где бы каждый посетитель смог ощутить единство со Вселенной...

В принципе весь пафос деятельности этого художника коренится в устаревшей модернистской утопии, однако он сумел встроиться в новые времена – и продолжает с успехом выступать в роли демиурга и открывателя горизонтов. Как раз в России горизонтами многие интересуются.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир