Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Большой зал Московской консерватории освятили после реставрации

Обряд совершил митрополит Волоколамский Иларион, бывший студент композиторского факультета
0
Большой зал Московской консерватории освятили после реставрации
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

После первой за 110 лет капитальной реставрации Большой зал Московской консерватории не только открыт для концертов, но и освящен. По благословению патриарха Кирилла обряд совершил митрополит Волоколамский Иларион, автор произведений, неоднократно исполнявшихся в этом зале, председатель отдела Внешних церковных связей.

«В этом зале исполнялись практически все мои произведения — Литургия, Всенощное бдение, «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею» и симфония «Песнь восхождения» — за последние четыре года. На премьере «Страстей по Матфею» в этом зале присутствовали почивший ныне патриарх Алексий II и ныне здравствующий патриарх Кирилл», — вспоминает митрополит. Сегодня он сам слушал здесь концерт Камерного хора.

«Окроплением  воды сия священныя в бегство  да претворится все лукавое и  бесовское действо", — молились возле витража с образом святой Цецилии, или, как называют ее православные, мученицы Кекилии Римской, покровительницы музыкантов. Рядом с мученицей на витраже изображены ангелы, сопровождающие ее игру. По словам митрополита Илариона, исполнение классической музыки (например, произведений Баха) — это своего рода священнодействие. А вот при звуках популярной ныне современной музыки «ангелы улетают или затыкают уши», сказал митрополит.

На освящении присутствовали руководители консерватории во главе с ректором Александром Соколовым, а также настоятель Никольского храма в Толмачах (при Третьяковской галерее) Николай Соколов и регент Синодального хора Русской православной церкви Алексей Пузаков — выпускники этого же вуза. Правда, молящихся было явно не больше, чем прессы, а митрополит Иларион вместо традиционной молитвы к Богу обо «всех здесь предстоящих и молящихся» просил «о здесь собравшихся и присутствующих», вероятно, проявляя такт. Руководитель Камерного хора консерватории Борис Тевлин уверял, что информация об освящении просто «не афишировалась — и правильно, иначе зал бы разнесли». Многолюдно, говорят, было на выпускном вечере и концерте дипломников 8 июня, а освящение — интимное событие для коллектива.

Ректор консерватории Александр Соколов рассказал, что было найдено все необходимое  для восстановления утраченного  в 1941 году во время бомбардировок Москвы витража: фронтальные фотографии, фрагменты стекла, обмеры. Образ святой был восстановлен в мастерской Вадима Лебедева,  работающей при Эрмитаже, и витраж единогласно предложили освятить на заседании попечительского совета консерватории, в котором 6 июня участвовал и митрополит Иларион — постоянный член этого совета.

Борис  Тевлин, профессор консерватории, впервые  после реставрации дирижировал Камерным хором на сцене БЗК. «Очень легко петь, очень хорошая акустика и реверберация, звук летит», — поделился он впечатлениями с «Известиями». Борису Тевлину приходилось руководить и исполнением Божественной литургии, музыка к которой написана митрополитом Иларионом.

Борис Тевлин уже 52 года преподает в консерватории. «Невозможно было представить, что здесь будет освящение. В 1970 году я с хором исполнил 32-й концерт Бортнянского с подлинными словами "Скажи мне, Господи, кончину мою" — меня за это прессинговали», — рассказывает он. Однако своей религией и своим кредо Борис Тевлин называет только музыку.

"Митрополит Иларион рассказал мне сейчас, что фактически закончил работу над  сочинением Stabat Mater — и за премьеру будет конкуренция с Владимиром Спиваковым, поскольку он наверняка захочет выступить с ним в Международном доме музыки. Решение будет зависеть от самого автора", — поделился новостями Александр Соколов. За высокие шансы БЗК стать премьерной площадкой нового творения церковного композитора говорит его восхищение акустикой зала: "Даже одинокий голос или одинокий инструмент здесь прекрасно слышен, они наполняют собой все пространство, и в последних рядах нет ощущения, что сцена далеко. Но и самый крупный симфонический оркестр при самом громком звучании не оглушает».

Александр Соколов рассказал «Известиям», что ближайший сезон консерватории уже плотно распланирован. Летом здесь будет международная школа. 4 сентября, в День города, новый сезон откроют большим концертом: его программа будет совпадать с той, что прозвучала при открытии Большого зала 110 лет назад. Особенностью сезона станет Фестиваль Большого зала — серия благотворительных концертов, средства от которых пойдут на реализацию творческих и хозяйственных планов консерватории.

14 июня в Большом зале консерватории, вмещающем 1737 зрителей, состоится торжественное открытие 14-го конкурса имени Чайковского.



Комментарии
Прямой эфир