Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия владеет инициативой по всей линии фронта
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Посольство РФ посоветовало судиться с Turkish Airlines при недопуске на рейсы
Мир
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
Мир
Додик на встрече с Патрушевым высоко оценил отношения с Москвой
Происшествия
ФСБ задержала готовившего теракт в Брянске сторонника украинских националистов
Общество
Третьего соучастника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве задержали в Луганске
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Общество
Скончалась заслуженный тренер России Елена Карпушенко
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Мир
Экс-разведчик США указал на безвыходность положения ВСУ на поле боя

Поправки к здоровью

19 мая в Государственной думе прошли парламентские слушания по законопроекту "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Ожидалось, что обсуждение будет экстремально острым - документ вызвал дискуссию среди врачей. Но, как выяснилось, самых жестких критиков законопроекта к микрофону не допустили
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Этот закон ждали все последние годы - предыдущий текст Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан был принят 18 лет назад и безнадежно устарел. Изменились экономика страны, система исполнительной власти, само здравоохранение, а закон отражает реалии далекого 1993 года. Но с самого начала попытки разработать новый законопроект не удавались. То ли задача оказалась сложной, то ли время не приспело. Внесенный правительством в Думу законопроект - это уже четвертая его редакция. По сравнению даже с третьей - небо и земля, говорят те, кто внимательно следит за судьбой документа. В законопроекте много новелл.

Он вводит такие понятия, как протоколы и стандарты оказания помощи. Определяет орфанные (сиротские, то есть редкие и требующие дорогостоящего лечения) заболевания. Легализует паллиативную помощь безнадежным больным. Вводит в программу госгарантий лечение бесплодия новыми репродуктивными технологиями. Разрешает маме или другому члену семьи находиться в стационаре с больным ребенком не на птичьих правах, а на законной койке и с бесплатным питанием. И еще множество из того, что до сих пор либо проваливалось в правовые лакуны, либо отдавалось на откуп платной медицине.

Однако законопроект все равно вызвал почти скандальную критику. Ведь и его масштабы (текст занимает больше 100 страниц), и попытки регламентировать все что можно сами по себе делали задачу трудновыполнимой. Это подтвердили и слушания. Почти все выступавшие на них - политики, чиновники, руководители лечебных учреждений, врачи и ученые - высказывали критические замечания. Их закономерность подчеркнул и выступивший на слушаниях заместитель председателя правительства Александр Жуков.

- Я уверен, что поправок будет много, - сказал он. - Правительство готово конструктивно сотрудничать со всеми. Потому что законопроект будет прорывным и позволит существенно улучшить наше здравоохранение.

- Конечно, законопроект еще надо причесывать, - сказал "Известиям" депутат академик РАМН Сергей Колесников. - Для того мы, депутаты, тут и сидим.

Но самую острую критику высказали задолго до парламентских слушаний общественные организации медиков. Исполком Пироговского движения врачей призвал законопроект отозвать - за то, что он снимает ответственность за здоровье граждан с государства, противоречит Конституции РФ, не подкреплен мнением ведущих экспертов и многие другие недостатки. Резко критиковали законопроект Лига защиты пациентов, Межрегиональная общественная организация "Общество фармакоэкономических исследований" (МОООФИ), Ассоциация медицинских обществ по качеству, Национальная медицинская палата и другие общественные объединения профессионалов. Критикуя, все они предлагали и свое сотрудничество, готовы были участвовать в доработке закона. Однако их как будто не услышали. А на слушаниях слово предоставили лишь "умеренным" критикам. Ни профессору Леониду Рошалю, возглавляющему Национальную медицинскую палату, ни профессору Павлу Воробьеву (МОООФИ), ни другим "непримиримым" выйти к микрофону не удалось. Зато выслушали их "Известия".

- То, что закон необходим, не вызывает никаких сомнений, - сказал профессор Павел Воробьев. - Но в таком виде законопроект может быть просто опасным. Очень многие определения в нем неграмотные, их надо менять. Например, вообще ничего нет про систему здравоохранения, хотя про медицинскую помощь сказано много. Или рождение ребенка он описывает только "посредством родов". А если путем кесарева сечения - ребенка что, нет? Или вводит понятие "пациент - лицо, получающее медицинские услуги", но нет понятия "больной". А если человек на улице упал, а я со своим врачебным дипломом к нему подошел, то он не пациент, а я не врач. Поэтому мы считаем, что без широкого и честного обсуждения принимать его будет неправильно. В недавно принятом законе об обращении лекарств допустили небольшую ошибку - не определили рецептурные и безрецептурные препараты. И это привело к росту кодеиновой наркомании - вот цена даже мелких ошибок в законе.

Именно для широкого обсуждения законопроект недавно вновь вывешен на сайте Минздравсоцразвития, что само по себе беспрецедентно: обычно обсуждение законопроектов заканчивается, как только правительство вносит их в Думу. Правда, на сайте не обозначены ни сроки проведения дискуссии, ни порядок работы с замечаниями.

- Нас не устраивает, что замечания можно вносить только постатейно, а не по законопроекту в целом, - сказал "Известиям" президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. - Ведь самое важное, что к нему есть концептуальные возражения, а их и послать некуда.

- А я вообще не могу попасть на сайт, - добавляет Павел Воробьев. - Меня просто забанивают. И главное, даже послав поправку, вы не узнаете, принято ваше замечание или нет. На деле нет никакой дискуссии, идет игра в одни ворота. Может, мы и согласились бы с возражениями, мы же не идиоты. Но с нами никто и не спорит.

Комментарии
Прямой эфир