Свадебный подарок Боттичелли
Этот шедевр продолжает серию показов ренессансного искусства, приуроченную к перекрестному Году России - Италии.
"Во времена Лоренцо Медичи Старшего, Великолепного, ставшие поистине золотым веком для всякого одаренного человека, достиг расцвета и Алессандро, между нами именуемый Сандро по прозванию Боттичелли" - так знаменитый Джорджо Вазари начинал жизнеописание этого художника, чье творчество впоследствии надолго оказалось в тени славы Леонардо, Микеланджело, Рафаэля. Не то чтобы произведения Боттичелли были забыты - нет, их знали и комментировали, однако без особого восторга и пиетета. Как нередко случалось в истории искусства, повторный всплеск интереса к этой фигуре возник благодаря художественным процессам XIX века. Английские прерафаэлиты увидели в Боттичелли своего кумира и способствовали возрождению его популярности. С тех пор слава этого живописца уже никогда не меркла.
Прибывшая в Москву из Флорентийской галереи Уффицы картина "Паллада и кентавр" не столь знаменита, как боттичеллиевские хиты "Весна" и "Рождение Венеры", но относится к тому же "золотому веку", то есть к периоду, когда всесильный Лоренцо Медичи покровительствовал искусствам. Он и был главным заказчиком Боттичелли. "Паллада и кентавр" писалась около 1482 года в качестве подарка к свадьбе Лоренцо ди Пьерфранческо ди Медичи, кузена могущественного герцога, и Семирамиды Аппиани.
Специалисты до сих пор продолжают спорить о том, что же именно подразумевал художник своим сюжетом. Наиболее распространена версия искусствоведа Эрнста Гомбриха, согласно которой Боттичелли выразил неоплатонический конфликт разума и чувства. Однако существуют и иные трактовки - например, весьма правдоподобна гипотеза о том, что изображена на картине вовсе не Афина Паллада, а Камилла, дочь царя Метаба из поэмы Вергилия "Энеида".
Нынешняя "выставка одной картины", устроенная при поддержке фестиваля "Черешневый лес", - не первая и не последняя в этом году гастроль ренессансного искусства в России. Совсем недавно в ГМИИ демонстрировалась "Дама с единорогом" Рафаэля Санти, а после "Паллады и кентавра" здесь покажут скульптурную голову Медузы работы Джованни Лоренцо Бернини из Капитолийских музеев. Более того, одиночными экспонатами итальянская "интервенция" не ограничится: осенью в Москве ожидается сенсационная выставка Микеланджело да Караваджо, одного из самых грандиозных живописцев позднего Возрождения.