Братья по вере в Музее Рублева
Вся история приверженцев "древлеправославия", как иногда называют совокупность старообрядческих течений, исполнена трагическими событиями и разного рода притеснениями. Если гонения на Русскую православную церковь начались с 1917 года, то на "раскольников" - двумя с половиной веками раньше. Однако "старая вера" сохранилась до наших дней - не в последнюю очередь благодаря общинам, обитавшим в стороне от цивилизации: в нижегородских землях, на Дону, в Сибири, в Поморье. Именно культуре северных "беспоповцев" посвящена нынешняя выставка - уже четвертая в цикле "Художественные центры старообрядчества".
В Заонежье таким центром была Выговская пустынь, которую чаще именуют Выговским общежительством. Оттуда происходит большинство экспонатов, представленных в экспозиции, - иконы, рукописные книги с миниатюрами, меднолитые складни, кресты, клейма, оклады. Несмотря на то что изначально туда стекался "простой люд", вроде бы далекий от профессионального иконописания и прочих "премудростей", очень скоро выговцы достигли в создании богослужебных предметов и манускриптов настоящих высот. Расцвет этой культуры пришелся на XVIII - первую половину XIX века, вплоть до того момента, когда проводимая Николаем I политика "полного искоренения раскола" привела к закрытию и разорению Выговского общежительства. Да и прежде староверы жили под непреходящей угрозой изгнания с насиженных мест и уничтожения всего ими сделанного, однако поражают добротность и основательность произведений, созданных их руками.
Выговские, лексинские и прочие поморские иконы заметно отличаются от "синодальных" (такой термин используют для обозначения православных икон послепетровского времени). В Заонежье не переставали свято чтить греческие традиции и особенно каноны, доставшиеся от преподобного Андрея Рублева. По сравнению с официальными версиями того периода, все эти изображения лишены даже намека на "живоподобие", как презрительно характеризовались староверами европейские тенденции.
Вряд ли вызовет удивление и тот факт, что поморские меднолитые иконы считаются самыми совершенными образцами этого "жанра": он был запрещен Синодом, и лишь староверы осмеливались продолжать традицию. У них вообще очень многое было наособицу. Но в целом этот оппозиционный разрыв, если на нем специально не концентрироваться, вовсе не выглядит фатальным. Косвенным тому подтверждением можно считать определение Поместного собора РПЦ от 1971 года, в котором зафиксировано гораздо более лояльное, чем прежде, отношение к старообрядцам. По сути, с этого момента они признаны уже не "еретиками", а "братьями по вере", хотя и с оговорками. Процесс исторического примирения понемногу продолжается и сейчас. Выставку в Музее имени Рублева можно рассматривать в качестве еще одного шага в означенном направлении.