Олимпийский фальстарт

Уже сейчас в России без труда можно купить множество "олимпийских" товаров. Спортивную одежду, сувениры, игрушки, чехлы для мобильных телефонов. В интернет-магазинах "Известия" обнаружили немало разновидностей олимпийских футболок и кепок - от 450 до 1500 рублей. "Строгают" даже олимпийские медали. Дешевенькие, медно-цинковые, но для тех, кому вдруг захотелось повесить на стенку главную спортивную награду, - в самый раз. Но это все "ненастоящее". Этого как бы и нет вовсе.
Официальных товаров, которые дают основную часть олимпийской прибыли, будет более 500 видов - начиная с детских игрушек и заканчивая спортивной одеждой. Их можно будет купить уже в сентябре этого года, рассказали "Известиям" в Оргкомитете "Сочи-2014". Продаваться такие товары будут в специализированных магазинах, в интернете и в крупных торговых сетях компаний, которые заключили контракты с Оргкомитетом. Пока же легально продаются олимпийские марки и спортивная одежда. Но ее на рынках не увидешь - она продается только в магазинах партнеров Олимпиады.
Все права на символику Игр принадлежат Международному олимпийскому комитету (МОК). Без его одобрения ни одна компания не имеет права использовать олимпийский бренд. В России интересы МОКа представляет Оргкомитет "Сочи-2014". Именно туда надо обращаться фирмам, которые хотят взять во временную "аренду", к примеру, изображение олимпийского белого мишки или леопарда. Разумеется, "пропуск на Олимп" выдается не бесплатно, а за вознаграждение - роялти (10-15% от продаж).
Прибыль от передачи прав на символику - одна из основных статей дохода будущих Игр. По предварительным оценкам, только от продажи талисманов Россия собирается выручить около 45 миллионов долларов - 1,3 миллиарда рублей. В целом же, как пояснили "Известиям" в Оргкомитете "Сочи-2014", один из самых известных брендов в мире - пять олимпийских колец - должен обеспечить 80% всего бюджета, предусмотренного на проведение Белой олимпиады. А это 195 миллиардов рублей.
Награды из-за океана
На самом деле огромную прибыль уже получают продавцы подделок - куда более расторопные, чем спортивные чиновники. За это могут не только оштрафовать, но и привлечь к уголовной ответственности. На страже олимпийской символики стоят полиция, таможенники, антимонопольная служба, Роспотребнадзор, Роспатент, Ассоциация коммуникационных агентств России и некоммерческое партнерство "Русбренд". Но все свободно продается.
Один из торговцев рассказал "Известиям", что в России производить контрафактные товары пока не решаются. В основном везут из-за границы. Работают по-крупному. Стоимость средней партии, по информации "Известий", исчисляется несколькими миллионами рублей.
По данным Федеральной таможенной службы, каналы поставок олимпийских подделок в страну аналогичны тем, по которым в Россию завозится другая пиратская продукция, - это страны Юго-Восточной Азии, СНГ, Ближнего Востока, Прибалтики. Основные поставщики - Турция и Китай.
Игры не кончились
Только в прошлом году таможня задержала 72,7 тысячи единиц пиратской продукции с символикой сочинских Игр. Впрочем, если сравнивать с общим объемом контрафакта, то это капля в море - меньше 1%.
- Раньше предприниматели по неведению напрямую шли на таможню, чтобы задекларировать контрафактные товары. И попадались. Сейчас, зная, что продукция с олимпийской символикой защищается законом, они начали активнее использовать "черные" и "серые" схемы их поставки в Россию, - пояснил "Известиям" заместитель начальника отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, ФТС России Олег Ашурков.
С приближением Олимпиады контрафактных товаров с олимпийской символикой будет больше, но не факт, что они будут декларироваться, считает он.
- По нашим прогнозам, этот поток скорее всего перейдет на контрабандные каналы поставок. Кроме того, возрастет производство таких товаров внутри России, - говорит Ашурков.
Всплеск активности "олимпийских" производителей в стране уже был. Сразу после того, как стало известно, что Сочи получили право на проведение зимних Игр 2014 года, на рынках и прилавках магазинов, рынков и торговых точек появились "олимпийская" водка, пельмени, сухарики, конфеты и даже куриные окорочка.
Леопард и зайка охраняются законом
Каждая Олимпиада имеет свой уникальный логотип. В случае с Сочи это изображение в цветах российского флага, с надписью из двух строчек: Sochi.ru, олимпийскими кольцами, числом 2014 и девизом: "Ворота в будущее" - "Gateway to the Future". Оно охраняется законом. Без разрешения правообладателей нельзя использовать гимн, флаг Олимпиады, художественные, литературные и музыкальные произведения с элементами символики. Под защитой и официальные талисманы Игр - леопард, зайка и белый мишка.