Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Бензин внутреннего сгорания

Правительство подтвердило результаты расследования "Известиями" причин топливного кризиса, опубликованные два дня назад. Дефицит бензина возник из-за того, что топливо шло на экспорт. Теперь крупнейшие компании прекратили вывоз нефтепродуктов. А Владимир Путин поручил повысить экспортные пошлины. Но роста цен все равно не избежать. "Известия" рассчитали, как изменятся тарифы на бензоколонках.
0
Все произведенное в России топливо останется в стране (фото: PHOTOXPRESS)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

О борьбе с дефицитом топлива премьер заговорил, открывая заседание президиума правительства.

- С мая этого года подготовьте предложения, чтобы повысить вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, с тем чтобы экономика при экспорте и при реализации товаров на внутреннем рынке была соответствующая, - поставил задачу Владимир Путин.

Владимир Путин потребовал у Минэнерго отчитаться о причинах дефицита. Оказалось, что экспорт высокооктановых бензинов (92-го и 95-го) увеличился на 67% с начала года. Об этом уже писали "Известия": поскольку цены внутри страны искусственно сдерживались, топливо начали гнать на экспорт. Тонна бензина внутри страны с учетом расходов на транспортировку стоит дешевле экспортируемого на 2-3 тысячи рублей. Вторая причина в том, что не все НПЗ модернизировали производство и перешли с 1 января на выпуск топлива экологического класса Евро-3. Третья - часть производителей ожидают роста цен на внутреннем рынке и придерживают нефтепродукты, доложил исполняющий обязанности министра энергетики Сергей Кудряшов.

Поэтому запрет на продажу в стране топлива стандарта Евро-2 решили пока отменить, пояснил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Срок "каникул" определит Минэнерго. А для того чтобы поддержать нефтяников, которые неизбежно понесут убытки из-за повышения экспортных пошлин, Владимир Путин и поручил Минфину с Минэнерго срочно проработать вопрос о сокращении либо НДПИ, либо акцизов. Придется скорректировать бюджет.

Интересно, что несколькими часами раньше, на утреннем селекторном совещании в Минэнерго, Сергей Кудряшов объявил об отказе нефтяных компаний от экспорта бензина вообще. Договорились об этом на состоявшемся накануне закрытом совещании. Такое добровольное ограничение будет действовать в течение мая. Представители нефтяных компаний, с которыми удалось пообщаться "Известиям", в один голос уверяют, что на их бизнесе это никак не отразится, и клянутся в течение мая решить проблему дефицита - так что продлевать ограничение экспорта не придется.

"Из России экспортируется только 92-й бензин экологического класса Евро-2, который продавать внутри страны запрещено. "ЛУКОЙЛ" уже несколько лет такого топлива не выпускает. Но в I квартале мы его все же произвели из-за технологических причин и поставили на экспорт в количестве 44 тыс. тонн. Во II квартале его выпуск вообще не предусмотрен", - заявил "Известиям" начальник пресс-службы нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Дмитрий Долгов.

"Роснефть" ограничение экспорта не коснется, потому что весь высокооктановый бензин компания поставляет на внутренний рынок. На экспорт в Монголию и в страны Центральной Азии уходило топливо класса Евро-2, рассказал "Известиям" представитель "Роснефти".

По статистике Минэнерго, в марте этого года всех видов автомобильного бензина было произведено почти на 130 тыс. тонн меньше, чем годом ранее. "Производство бензина упало, а поставки на экспорт в I квартале выросли примерно на 600 тыс. тонн. Это следствие увеличения акцизов на топливо и контроля за внутренними ценами, в то время как на внешнем рынке цены только росли", - говорит начальник аналитического департамента инвесткомпании "Универ Капитал" Дмитрий Александров.

Однако удержать цены на заправках низкими все равно не удастся. "Мировые цены растут, сейчас они находятся примерно на отметке 120 долларов за баррель, поэтому определенная коррекция возможна", - заявил на утреннем селекторе в четверг Сергей Кудряшов, но уточнил, что рост цен не превысит 5%. По данным информационного центра "Кортес", в среднем по России литр 92-го стоит 23,6 рубля - значит, Минэнерго допускает его подорожание до 24,8 рубля.

На самом деле это минимальная планка, скорее всего рост цен будет сильнее и стремительнее, считают эксперты. "Возможно, еще месяц или два правительству удастся сдержать рост цен на заправочных станциях на уровне 2-3%, но уже к концу лета цены могут увеличиться на все 10%, литр высокооктанового бензина в среднем по стране может подорожать до 28 рублей", - прогнозирует аналитик инвесткомпании "Брокеркредитсервис" Андрей Полищук.

А подорожание топлива автоматически означает рост издержек во всей экономике и "разгон" инфляции, говорит начальник аналитического департамента инвесткомпании "Универ Капитал" Дмитрий Александров: "Повышение цены 92-го на 20% - до 28 рублей за литр означает рост издержек в экономике и цен - на 3,4%. Значит, и инфляция прибавит примерно 3,4%".

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...